ОТЗЫВЫ ЭКСПЕРТОВ - подробнее:

 

     «Произведения Андрея Манджоса произвели на меня большое впечатление, так как каждое из них имеет свою неповторимую живописную выразительность. Поражают тонкая художественная работа и богатая цветовая палитра. Большим достижением мастера стало формирование нового направления, в котором органично соединились ювелирное, монументальное и декоративно-прикладное искусство, а российские традиции работы с эмалью заиграли новыми красками. Андрей Львович Манджос награжден Благодарностью и Почетной грамотой за исторический вклад в отечественную и мировую культуру, изобретение нового вида искусства: "Мозаика из горячей эмали" и его показ 5-26 февраля 2007 года в Администрации Президента Российской Федерации».

Советник Президента Российской Федерации по культуре Ю.К.Лаптев

 

Эмалевая мозаика Андрея Манджоса.

«Мозаика, собранная из огромного количества крохотных медных пластинок, покрытых многоцветной эмалью, является авторским изобретением московского эмальера выпускника Строгановского училища, Андрея Манджоса.

Этот новый прием работы с классическим материалом, несмотря на многовековое существование мозаичных и эмальерных техник, не имеет  аналога ни в истории мозаики, ни в истории эмали.

В художественном методе А.Манджоса легко угадываются первоистоки. Он переработал технологию смальтовой мозаики для ювелирной эмали, а эмаль уподобил смальте. Творческие пристрастия автора сформировались под влиянием гения М.В.Ломоносова, обладавшего «абсолютным слухом на цвет и краски». Над одним произведением – портретом самого М.В.Ломоносова - автор работал около двух лет. Это трудоемкая ручная работа, длительный технологический процесс, включающий обжиг мельчайших кусочков металла с полихромными эмалями, причем, каждый цвет имеет свою температуру плавления, это также кропотливый мозаичный набор на плоскости или в объеме, требующий удивительного терпения и скрупулезности. Уникальны в своем роде произведения А. Манджоса, выполненные в новой мозаике по известным шедеврам мирового искусства, они производят совершенно неожиданное эстетическое впечатление. Благодаря тому, что все эмалевые элементы набора обладают своим микрообъемом, по-своему преломляют и отражают свет, в его работах создается особая живописно-пластическая выразительность, драгоценность фактуры, напоенной искрящимся цветом.

Аранжированные в технике Андрея Манджоса произведения разных эпох и стилей приобретают новое декоративное звучание, яркость, глубину и звонкость красок, свойственную только эмалям. Кроме настенных панно и мозаичных картин, художник создаёт портреты, скульптуры, детали интерьера, предметы культа и быта, мозаичную мебель, ювелирные украшения, фрагменты декора автомобилей и яхт. Используя совершенно новые возможности своей техники, Андрей Манджос впервые создал из эмали мозаичные оклады икон и книг, распятия и пасхальные яйца, одежду и аксессуары, а также витражную эмалевую мозаику».

Старший научный сотрудник Оружейной палаты

Музея-заповедника «Московский Кремль» Л.Н. Пешехонова

 

      Выступление эксперта Министерства культуры Российской Федерации, академика Академии искусствоведения, член Британского Королевского Общества историков ювелирного искусства, заведующего отделом металла и камня Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Гилодо Андрея Акимовича на III Московском Международном фестивале искусств «Традиции и Современность » в Центральном выставочном зале «Манеж», в Москве, 23 июня 2009 года:

На фото: А.Л. Манджос и А.А. Гилодо (справа).

 

Искусство эмали. XXI век.

          «Среди художников, внесших свой вклад в развитие искусства эмали интересен московский эмальер-мозаичист Андрей Манджос, создавший свое новое направление в искусстве - эмалевую мозаику. Его вклад в развитие традиций русского эмальерного искусства с каждым годом становится все более очевидным, коллекция мозаичных произведений художника приобретает все большую известность и не только в России, но и во всем мире.

        История эмальерного дела насчитывает многие тысячелетия, начиная с Древнего Египта. Сначала появилась эмаль по литью, потом перегородчатая эмаль, за ней - живописная эмаль и миниатюра на эмали. Уникальность ситуации состоит в том, что совершенно интуитивно, исходя из собственного импульса и интереса, Андрей Манджос начал эксперименты с эмалевой мозаикой и открыл в начале XXI века целое направление в искусстве художественной эмали.

Горячая эмаль всегда считалась технологически сложным материалом, и любые изделия с ее применением приравнивались к драгоценным вещам. По своим свойствам она сопоставима с драгоценными камнями, однако возможности, которые она предоставляет, значительно шире. Круг мастеров, работающих с горячей эмалью, был всегда ограничен, а их заказчиками на протяжении истории были высшие слои общества. То, что совершил Андрей Манджос, создав технику эмалевой мозаики, позиционирует горячую эмаль как новейшую инновационную разработку в области материалов для  авторского творчества и авторского искусства.

       На первый взгляд, казалось бы, нет разницы - мозаика из камня, из смальты или мозаика из эмали. Однако дело не только в трудоемкости процесса работы над эмалью, а в том, что художник очень хорошо уловил и прочувствовал, что в плане художественного визуального восприятия эмаль в мозаике дает совершенно другой эффект. Эмалевая мозаика практически сохраняет всю уникальность колористических и драгоценных свойств эмали и при этом позволяет работать как в изобразительном направлении - мозаичные картины – так и в направлении любого декора и орнамента. В основе эмали лежит стекло, и эти свойства эмали как стеклянной массы помогают добиться зрительного художественного впечатления, чего не дают никакие другие традиционные мозаичные материалы. 

Для Андрея Манджоса его эмалевая мозаика это не только профессия или работа, а скорее, форма жизни, форма жизненного пути. Он постоянно ставит перед своим изобретением все новые и новые художественные задачи и успешно их решает. Его произведения всегда узнаваемы в своих корневых системах, школах и жанрах: это и изобразительные сюжеты, и орнаментальные мотивы, и декоративные решения в широком диапазоне от ювелирных украшений до крупных интерьерных работ, которые могут быть использованы дизайнерами и архитекторами в своих проектах. Через искусство эмали он создает новую образную систему, ищет индивидуальные и современные решения, делая искусство эмали актуальным, интересным и востребованным в XXI веке, созвучным нашему времени.

Когда в работах Андрея Манджоса видишь конечный результат, все кажется легко и просто, но технология эмали с ее многочисленными обжигами, высокой степенью капризности материала ставит перед художником очень непростые задачи, одна из которых - проблема колористики. То, что он делает в данном новом направлении эмальерного искусства, достойно глубокого уважения, и с каждым годом его творчество становится более зрелым и вызывает все больший интерес у художников-коллег и публики. В последние годы оно сделалось предметом серьезной аналитики искусствоведов и арткритиков. Мало кто из художников может сказать, что внес что-то новое в старый жанр искусства, причем в такой устоявшийся жанр, который уже имеет свою систему стереотипов восприятия. Андрею Манджосу это сделать удалось.

Искусство эмалевой мозаики элитарно, как и искусство любой мозаики, а стало быть, требует заботы и поддержки. Всё, что связано с мозаикой, как правило, делается на заказ в рамках больших проектов и требует соответствующего финансирования. В России мозаичное дело начинал Ломоносов, и оно поддерживалось российскими императорами. Николай I на свои собственные деньги отправлял учиться во Флоренцию и Рим русских мастеров, которые потом создавали знаменитые мозаичные картины в Исаакиевском соборе, поэтому сейчас мы гордимся отечественными мозаиками и теми памятниками, которые сохранились.

Творчество Андрея Манджоса наилучшим образом формирует имидж России, как великой культурной державы, о котором так часто говорят в последнее время. Андреем Манджосом задуман амбициозный проект, названный художником «Эмалевой комнатой» (по аналогии с Янтарной комнатой), для осуществления которого он привлекает меценатов, соратников и учеников.

       Говоря о значении того, что сделал для нашей страны Андрей Манджос, можно привести в пример французский государственный подход в таких вопросах, так как именно французская система поддержки культурного наследия оказалась наиболее близкой к нашей российской и заключается в том, что во Франции очень заботятся и поддерживают как само национальное художественное достояние, так и «живое наследие» - тех людей, которые веками хранят умение и традицию работать с теми или иными художественными материалами.

В эти две оценочные категории - национальное достояние и живое культурное наследие - полностью вписывается художник эмальер-мозаичист Андрей Манджос. И круг тех людей, которые это понимают и осознают, будет все больше расширяться подобно тому, как в начале XX века деятельность двух ведущих ювелиров - Овчинникова и Фаберже - была осознана русским обществом, как национальная гордость, как явление всероссийского масштаба. Также и творчество Андрея Манджоса с полным правом может восприниматься нами, как уровень национального достояния современной культуры».

Заведующий отделом металла и камня Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, заслуженный работник культуры

А.А. Гилодо

 

Мозаичная революция в эмали.

 

"Удивление и удовольствие произвести может Россия помощию художеств..."   

                                                                                                         М.В. Ломоносов

 

«В начале 21-го века московский художник Андрей Манджос изобрел технику эмалевой мозаики, о которой можно говорить, как о новом направлении в изобразительном искусстве. Суть изобретения сводится к тому, что он объединил воедино два совершенно разных искусства: искусство мозаики, величайшим представителем которого является М.В.Ломоносов, организовавший в России первое мозаичное производство, и искусство горячей эмали, которая у нас в России ярче всего представлена школой Карла Фаберже. Изобретение А. Манджоса может по достоинству оценить тот, кто знает, что такое горячая эмаль, и знает, насколько трудно совместить при ее обжиге хотя бы несколько цветовых оттенков. А.Манджос нашел экспериментальным путем простое и гениальное решение – использовал маленькие пластинки, покрытые горячей эмалью, из которых, как из элементов мозаики, создается общее художественное изображение, причем каждый цветовой оттенок обжигается предварительно и отдельно. Удивительно, что никто раньше не додумался до этого простого решения, даже Карл Фаберже почему-то изготовил свое единственное мозаичное пасхальное яйцо не из горячей эмали, а из камней.

Первые результаты превзошли все ожидания – сложенные из множества прямоугольных каплевидных элементов, скульптурные изделия и мозаичные панно заиграли, засверкали всеми цветами и оттенками. Все драгоценные свойства эмали сохранились в новой технике, а палитра расширилась настолько, что можно говорить о революции в эмалевом искусстве. Художник пришел к своему открытию не сразу, а посвятил сначала годы на изучение принципов Ломоносова в смальтовой мозаике, продолжателем школы которого его можно по праву считать, потом – на эксперименты с горячей эмалью, а затем - на изучение возможностей эмалевой мозаики. В своих работах Андрей Манджос органически сочетает мощный красочный экспрессионизм с точной передачей индивидуальных духовных образов своих современников. Творчески развивая принципы М.В.Ломоносова, он не прорисовывает отдельные детали лица, мелкие подробности и точные контуры, а магически творит из нескольких разноцветных фрагментов некий совокупный образ, передавая общее ощущение от предмета. Художник также широко использует в своей мозаике принцип декоративного пятна, что роднит его стиль  и с наилучшими достижениями импрессионизма, и с древними методами иконописи.

Говоря о стиле, нельзя не отметить отчетливый классицизм художника, ярко выраженный, например, в портрете «Михайло Ломоносов». Кажется, что этот парадный, буквально царский портрет создан много столетий назад, настолько блистательно и совершенно его исполнение, настолько цельно и образно передана духовная сущность великого русского просветителя. Благодаря огромному числу мельчайших мозаичных фрагментов в портрете полностью достигнут живописный эффект. Художник словно старается показать, что открытая им техника ни в чем не уступает по свободе и выразительности масляным краскам, а по драгоценной фактуре намного превосходит их. Он часто использует простые классические сюжеты, но преподносит их так декоративно, свежо и жизненно, так глубоко прорабатывает фон, так смело экспериментирует с цветовыми сочетаниями, что его фактически невозможно ни с кем спутать. В каждой его картине словно чувствуется сила огненной стихии – наверное, от свойств горячей эмали.  Каждый миниатюрный квадратик кладется не автоматически, а со смыслом, каждая цветовая крупинка многозначительно несет свою визуальную информацию. Эта продуманность техники в сочетании с ярким внутренним восприятием самого художника объясняют ту непохожесть и самобытность, которая выделяет его произведения на фоне современной спонтанной живописи.

За какую художественную задачу не брался бы автор, будь то фамильный герб, мозаичная парсуна или инкрустация на фарфоре, везде мы видим превосходное качество, завершенность мысли и глубину образа. Но больше всего поражает кропотливость техники, особенно когда автор озвучивает, сколько эмалевых фрагментов было использовано на ту или иную вещь. Например, в портрете Ломоносова их 13.650, а в панно «Город на Неве. Мозаичное путешествие по Санкт-Петербургу» - 18.421.  Редко кто из художников отважится сегодня на такой немыслимый труд. Но именно эта ручная кропотливая работа и восхищает современников, объясняя высокую стоимость произведений А. Манджоса, и поэтому смело можно сказать, что портреты, выполненные из эмалевой мозаики, являются самими дорогими в мире.

Представьте себе, что для обработки одной крохотной пластинки, покрытой горячей эмалью, требуется до 28 ювелирных операций, что для создания целостного образа из этих точечных частиц необходима гигантская творческая концентрация, граничащая со священнодействием, и вы поймете, что такая трудоемкость процесса ставит изделия из эмалевой мозаики в ценовом отношении вровень с мозаиками из драгоценных камней, а в некоторых случаях и превосходит их, особенно при использовании витражных, миниатюрных и микроминиатюрных фрагментов, так называемых, «Молекул Фаберже». Его произведение «Президент России  Владимир Путин» уже намного опередило  по стоимости другие существующие портреты второго президента России и на каком-нибудь европейском аукционе начнет не меньше, чем с полмиллиона евро. Однако, учитывая потрясающую неординарность, силу воздействия на воображение зрителя и внимание со всех сторон к новому виду искусства, надо констатировать, что необычайно высокая цена произведений соответствует их исторической ценности. Андрей Манджос - это явление в художественном мире, а созданные им вещи могут украсить любой музей, любую коллекцию и экспозицию.

Творчество Андрея Манджоса и неподдающийся описанию шарм его мозаичных произведений - это возрождение утраченных традиций русского искусства, которое когда-то было так популярно в мире. И это только начало, скоро благодаря эмалевой мозаике в России появится новая школа мозаичного искусства с возрожденной духовностью, традициями и новыми взглядами на роль творчества в нашей жизни, и осуществиться главный проект художника – музей «Эмалевая комната».

Художественный критик М.А. Андреев

 

«Очень рад видеть Ваши работы на сайте нашей галереи. Меня очень впечатлил столь высокий уровень работ по сравнению со множеством представленных художников, и я надеюсь, что Ваше весьма необычное творчество заинтересует владельцев галерей, кураторов выставок и коллекционеров».

С наилучшими пожеланиями, Чарльз Саачи, владелец “Saatchi Gallery” в Лондоне.

 

 «С Вашим новым методом изготовления мозаик были ознакомлены как студенты, так и преподаватели университета, которые проявили глубокий интерес к Вашему творчеству. Мы впервые увидели мозаики, изготовленные из множества крохотных медных пластинок, покрытых разноцветной ювелирной эмалью. Данный прием удивительно прост по замыслу, но очень сложен по исполнению и материалам. Замечательно, что новое слово в искусстве было Вами сказано именно в начале этого века и 3-го тысячелетия».

Ректор Московского государственного художественно-промышленного

Университета имени С.Г.Строганова А.А. Дубровин

 

 «Прежде всего хочу отметить высокое художественное качество представленных работ в мозаике на выставке в МГХПУ им. С.Г.Строганова. Что особенно обращает внимание – это своеобразная технология выполнения мозаик, где мозаичная и эмальерная техники, объединенные вместе, обогащают представленные работы и дают возможность автору близко подойти к оригиналам. Работы А.Манджоса отличаются точностью рисунка, глубиной проработки образов и гармоничностью сочетания красок. Хочется пожелать А.Манджосу дальнейших успехов в совершенствовании уникальной технологии».

Заведующий кафедрой академической скульптуры,

профессор, заслуженный деятель искусств РФ. Г.Д.Жилкин.

 

 

<<<