К 250- летию мозаичного творчества М.В.Ломоносова,

250-летию МГУ

и 300-летию со дня рождения...  

 На этой странице отдается дань величайшему вкладу М.В.Ломоносова в развитии мозаичного дела в России и его принципам декоративной монументальности мозаичного искусства, которые также стали и моими.

В январе 2005 года  - ровно 250- лет со дня основания М.В. Ломоносовым Московского государственного университета! Соответствующий Указ Президента РФ В.В.Путина о праздновании юбилея МГУ вышел в 2000 году...

В 2011 году состоится празднование 300-летия М.В.ломоносова.

В честь этих событий и был создан единственный мозаичный портрет великого русского художника и просветителя М.В.Ломоносова - эмалевая мозаика "Михайло Ломоносов"( 31 х 40,5см)!

ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ  моего творчества: 

To 250  M.V.Lomonosova's mosaic creativity and to a 250-anniversary of the Moscow state university carrying his name, the unique mosaic portrait of the great Russian artist and the educator - an enamel mosaic " Михайло Lomonosov " (31 х 40,5см) was created!
Here look MAJOR PRINCIPLES of my creativity!

 

" Искусство, коим был прославлен Апеллес, 
             И коим ныне Рим главу свою вознес, 
             Коль пользы от Стекла приобрело велики, 
             Доказывают то Финифти, Мозаики, 
             Которы в век хранят геройских бодрость лиц, 
            Приятность нежную и красоту девиц, 
            Чрез множество веков себе подобны зрятся 
            И ветхой древности грызенья не боятся"... 

                                                           М.В. Ломоносов

 

 
 

ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Мозаичное панно "МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ". Автор: Андрей Манджос. Размер: 55х65 см. Материал: эмаль, медь, дерево.

Панно выполнено в уникальной технике -"Эмалевая мозаика Андрея Манджоса". При создании произведения было использовано 13.650 медных пластинок, покрытых многоцветной горячей ювелирной эмалью. Каждая пластинка с эмалью подвергалась обжигу, как отдельное ювелирное изделие. Сюжет мозаики символичен. Великий русский учёный, художник и просветитель М.В. Ломоносов, наряду с другими своими многочисленными достижениями и открытиями, прославился, как первый художник- мозаичист России, основавший мозаичное дело в нашей стране. Панно является единственным мозаичным портретом Ломоносова, в котором учёный и художник изображён на фоне его знаменитой мозаики - "Полтавская баталия". Ценность материалов, необычная светоцветовая игра микрообъёмов отдельных капелек горячей эмали, многотрудный кропотливый ручной мозаичный набор и сама авторская технология исполнения данного произведения делают его уникальным и неповторимым. 

 

 
 

 

ПЕРВОИСТОКУ моего творчества -

мозаике М.В.Ломоносова - "ПЕТР I " (1754г. ) - 250 лет!

               Мозаики М.В. Ломоносова вдохновили меня посвятить свое творчество именно мозаике, ее декоративному языку. Учась на мозаиках Ломоносова, я сначала пробовал повторить его язык, но материал эмалевой мозаики, ее камерность и новый язык создают другое впечатление. Первая, пробная мозаика Ломоносова даже очень декоративна и неловка. Это мозаика "Нерукотворный Спас", которая довольно проста по исполнению.

 

             Но затем мозаики Ломоносова становятся более многокрасочней и богаче. Увеличение палитры Ломоносова дало ему возможность создавать мозаики, которые по силе впечатления не уступали живописи, а из-за своего декоративного языка чаще и превосходили и усиливали впечатление. Мозаика собственноручного набора Ломоносова "Петр I" яркое тому подтверждение. Его ученики не смогли стать продолжателями его самобытного декоративного языка и скатились к повторению живописи в долговечном материале. Такой адский труд и проблемы мозаичного производства смальты Ломоносова в конце- концов  оставили мозаики Ломоносова без продолжения. Эмалевая мозаика "Петр I", выполненная по прототипу смальтовой мозаики Ломоносова, является новым языком в искусстве, также, как мозаики Ломоносова отличаются новым языком декоративного искусства в отличии от живописных произведений, послуживших прототипами для создания этих мозаик. Портрет Петра I выполнялся в мозаике, как и в гравюрах и живописных произведениях, многократно. Только мозаичной мастерской Ломоносова были изготовлены три мозаичных портрета Петра I и два мозаичных портрета Александра Невского. Монументальные мозаики Ломоносова отличаются от мозаик из эмали. Два мозаичных портрета Петра I, выполненные в разных техниках, еще будут предметов отдельного обсуждения в Эрмитаже. Мозаичный портрет Петра I  из горячей эмали является одной из первых работ в технике эмалевой мозаики, мозаика Ломоносова послужила наглядным пособием для развития моего современного мозаичного мастерства. Эмалевые мозаики стали ярким продолжением мозаик Ломоносова, при чем его смальта в мозаиках с успехом была заменена эмалевой мозаикой. Надеюсь великий гений Ломоносова ученого- мозаичиста будет горд таким продолжением его мозаичного искусства!

 

А теперь ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ  мнения искусствоведов о принципах художественной выразительности и декоративности в мозаичном деле:

        "... Язык мозаики - лапидарный, четкий и яркий - как нельзя более отвечал пафосу "одической" речи Ломоносова. Поэтому, беря за оригинал живопись маслом, он всегда считался с требованиями иной техники и иного назначения, перерабатывал композиции в сторону большей обобщённости и лаконизма и усиливал насыщенность цветов, построенных на контрастных сопоставлениях. Но всегда главное внимание его было обращено на идейно- образное решение и переосмысление сюжета..."

          "... Как писал один из первых биографов Ломоносова Л.Верёвкин, он "составил потребный к работе сей мастик и изобразил довольно изрядно для первой в России сделанной мозаичной картины лицо Петра Великого с Дангауерова подлинника". Но слово "подлинник"Ломоносов понимал даже шире, чем древнерусские художники. Это была только приблизительная общая схема, оставлявшая полный простор для личного творчества."

         "...Заказ ( парадный мозаичный портрет Елизаветы Петровны) должен был поддержать и пропагандировать новое, трудоёмкое и потому дорогое производство мозаичных картин, организованное Ломоносовым...""...Сам он не решился делать картон для столь ответственного заказа, даже точно не был ещё намечен оригинал в масляной живописи....""...Императрица на нём была изображена в рост... Маленькая головка с желтоватым личиком и зеленоватыми тенями теряется среди окружающего тяжелого великолепия, решённого в почти мрачных, золотисто- коричневых, приглушённых тонах. Такие цвета никак не устраивали Ломоносова. Он делает портрет Елизаветы поколенным, вписывает его в овал и переводит в весёлый, народный по интенсивности звучания, красочный строй." "...Если считать мозаичный портрет Елизаветы за произведение двух авторов - Рокотова и Ломоносова, - то для обоих он явился очень интересным и несколько неожиданным этапом. Что от Рокотова и что от Ломоносова в этом портрете Елизаветы?..."

Императрица Елизавета Петровна. Картина работы Л. Токке, по которому живописец Ф.Рокотов изготовил картон под мозаику. В собрании Государственного Эрмитажа.

Императрица Елизавета Петровна. Мозаика Ломоносовской мастерской. В собрании Государственного Русского музея.

        "...Но такого мажорного звучания смело сопоставленных, вплоть до известной пестроты, горящих, ликующих оттенков смальты в масляной живописи Рокотова нет и быть не могло. Это Ломоносов. Портрет Елизаветы Петровны почти народный лубок по яркости и даже пестроте красок, такой, видимо, она мыслилась Ломоносовым - весёлой, русской, не очень далёкой..."

         "...Работая над произведениями молодого Рокотова, Ломоносов переводит и его портреты в иной строй живописной речи, более приподнятый и величавый, отвечающий задачам монументального искусства... ..."одическая" живопись Ломоносова ставила себе целью прославление "Геройских славных дел, что долг Отечеству изобразить велел..."

 

П.И.Шувалов. Портрет работы Ф.Рокотова. В собрании Государственного Русского музея.

П.И.Шувалов. Мозаика Ломоносовской мастерской. В собрании Государственного Эрмитажа.

          "...Мастерски набранный - гораздо более мелким, чем раньше, набором - мозаичный портрет Петра Ивановича Шувалова почему-то именуется в фабричных ведомостях портретом "некоторой знатной особы". Его прототипом послужил холст, находящийся в запасе Русского музея...""...Интересно, что Ломоносов избирает в качестве оригинала для своей мозаики именно этот портрет, наиболее простой и жизненно убедительным. Для придания большей объёмности голове Ломоносов обводит контур лица узкой полоской голубовато- серой смальты, издали не заметной и образующей как бы слой воздуха, окутывающий фигуру..."

 

Великий князь Пётр Фёдорович. Портрет работы Ф.Рокотова. В собрании Государственной Третьяковской галереи.

Великий князь Пётр Фёдорович. Мозаика Ломоносовской мастерской. В собрании Государственного Русского музея.

        "...Несколько "вялый" , как его характеризует Лапшина, портрет Рокотова выиграл при переводе в мозаику. Очень тонко проработанное лицо рельефно выступает на многоцветовом зеленовато- коричневом фоне. Виртуозно переданы в мозаике цветные рефлексы на затенённой щеке, мягкие переливы голубого муара ленты, насыщенный тон красного кафтана с лилово- синими отворотами, белизна ворота, оттенённого черной лентой. Несмотря на детальность передачи живописного оригинала и сохранение его объёмности, большая интенсивность красок делает мозаичный портрет Петра Фёдоровича в высшей степени декоративным..."

 

Екатерина II. Портрет работы Ф. Рокотова. В собрании Государственной Третьяковской галереи.

Екатерина II. Мозаика Ломоносовской мастерской. В собрании Государственного Русского музея.

         "...Грабарь считал, что мозаичный портрет Екатерины "очень гармоничен в цветах и деликатен в обработке..." "...Даже когда Ломоносов пробует передавать мозаике объём и воздушность, фиксирует цветные рефлексы и блики, блеск алмазов и прозрачность кружев, как в портрете Екатерины II, эти детали не заслоняют у него общего целостного впечатления и нигде не переходят в мелочную деталировку и копирование иной живописной техники..."

         "...Ведь Ломоносов всегда учитывал специфические требования той техники, которую он один пытался возродить в России XVIII столетия. В мозаике он совершенно справедливо считал основным необходимым качеством яркое живописное решение четкого и содержательного художественного замысла - первое условие декоративного и монументального украшения "больших публичных строений..."

         "...Отсюда принципиальное отличие всех выполненных при жизни Ломоносова в его мастерской мозаик от их живописных оригиналов в масле, преднамеренная их транспортировка на язык другой, более обобщенной и лаконичной техники, рассчитанной на обозрение издалека, на выразительный силуэт и интенсивное цветовое пятно..."

         "...Ломоносов ценил в своём материале - в цветном стекле - именно прочность, чистоту и светосилу красок и как художник, одарённый от природы острым чувством цвета, и как ученый, долгие годы работавший над "новой теорией цветов", проделавший многие тысячи опытов для получения красителей нужных оттенков и сам создавший изумительную палитру смальт, непревзойдённую до сих пор..."

        "...Васильев и после смерти Ломоносова продолжает работать ещё некоторое время, но мозаики, выполненные им во второй половине 1760-х годов, коренным образом отличаются от работ, сделанных под непосредственным руководством Ломоносова. И "Голова старика", и "Св.Екатерина" в Русском музее, и "Апостол Павел" в Государственном Эрмитаже утеряли широкую декоративность и мажорное звучание русских ломоносовских мозаик и рабски имитируют свои живописные оригиналы, совершенно в духе итальянских мозаик ватиканских мастерских."

       "...Именно этими недостатками страдают выполненные после смерти Ломоносова мозаики по-своему очень талантливых помощников- мозаичистов М.Васильева и Е.Мельникова. Достаточно посмотреть на великолепно технически набранную "Голову старика" или "Апостола Павла со свечой" с картины М.Бельского, чтобы понять, что в этих вещах, виртуозно передающих даже мазки кисти, утрачено самое важное -  ощущение специфических качеств мозаики как монументального и декоративного искусства. Это просто ненужный, каторжный труд копииста или механический фокус, отрицающий самую необходимость существования этой трудной, но великолепной техники. Закономерно, что осиротевшая после смерти Ломоносова и пошедшая по этому неблагодарному пути самоотрицания русская мозаика потеряла свой смысл и должна была иссякнуть..."

...Сегодня подобные многотрудные, копийные, хотя и долговечные мозаики "под живопись" можно легко увидеть в Москве при входе в Галерею З. Церетели Российской академии художеств или в Исаакиевском соборе г. Санкт- Петербурга.

 

<<< в каталог

<<< в описание