2006 год   

 

"СОВСЕМ НЕДЕТСКИЕ МОЗАИКИ

складывает уникальный москвич

     Обычно человек знакомится с мозаикой еще в детстве, когда на пластмассовом панно выкладывает угловатый цветочек или, как в моем случае, птицу-носорога.

     Потом он видит картины, сложенные из маленьких блестящих плиток или камней, в детском саду, бассейне и, конечно, метро.  Как правило, это полотна «восемь на семь», изображающие гигантские кучерявые деревья, девушек с рушниками и летчиков. До последнего времени редкие умельцы делали микромозаики из камней и смальты (цветного стекла). Бывший следователь, а ныне мозаичист-эмальер Андрей Манджос делает их десятками, причем –  неизвестным ранее способом.

Сегодня его московскую квартиру украшают десятки мозаик, сложенных из крохотных медных пластинок, покрытых разноцветными эмалями. И поверьте – это такая красота, которая потом будет несколько суток стоять у вас перед глазами. Причем, «эмалевая мозаика» является авторским изобретением Андрея Манджоса, носит его имя и имеет международный патент.

…Потолки в квартире Андрея Манджоса огромные, полы паркетные, двери с витражами. Старый дом, довоенный. И везде – мозаичные шедевры: картины на стенах, пасхальные яйца на пианино и столике. Даже гнутые дверки и стенки старинного буфета на кривых лапах – и те выложены крохотными, лаково блестящими каплями красной эмали. Кстати, а что это за рисунок на дверце? Не пойму, женщина, что ли?..

  - Здесь, возможно, будет Памела Андерсон, - скромно пояснил эмальер. – Мою мозаику можно выкладывать на дереве, ткани, янтаре, глине, раковине и даже коже. О, кстати, это идея – выложить картину на руке и так ходить по выставкам!

     Если классифицировать мозаику буквально в двух словах, то она бывает римская и флорентийская. В римской изображение слагается из множества квадратиков, имеющих приблизительно одинаковую форму и величину. Во флорентийской мозаике рисунок выкладывается из фигурно вырезанных цветных пластинок различной формы и величины, которые потом плотно пригоняются друг к другу. В таких традиционных техниках очень сложно создавать объемные многоцветные картины.

-         И тогда я подумал, - объяснил Андрей Львович свое изобретение, - а почему бы не выкладывать мозаику из эмали? И оказалось, что человечество не додумалось до этого за пять тысяч лет. Даже Ломоносов и Фаберже, уж на что были мастера, и те не до думались! Я соединил принципы мозаики и эмали и создал новое направление в искусстве. Используя крохотные – от миллиметра до пяти – кусочки, возможно выкладывать и объемные вещи, и настоящие картины. Ну и конечно цвет! Даже у драгоценных камней цвета, на самом деле, неяркие. Эмаль ярче, в ней больше оттенков. Она просто живая. Недаром на протяжении веков именно эмалью украшались короны императоров, награды и оклады икон.

     Справка МК. Изделие с эмалью (чаще всего говорят о перегородчатой эмали) изготавливается примерно так. Берется тонкая металлическая пластина, на которой процарапывают или гравируют контур будущего изображения. Затем по этому контуру напаивают тонкие металлические полоски, поставленные на ребро, получая изображение из разнообразных по форме и размеру ячеек. Каждую ячейку заполняют эмалевыми красками разного цвета до  верхнего края перегородок и всё вместе обжигают. В итоге получают разноцветное изображение из эмали, сияющее наподобие драгоценных камней, с четким контурным рисунком из металлических  линий. Во все времена эмалевые изделия ценились очень высоко. Недаром из Эрмитажа были похищены в том числе и они.

      Рабочее место эмальера-мозаичиста Манджоса уставлено множеством коробочек с разноцветными черепичками (кстати, эмаль он обжигает собственноручно в специальной мастерской. Инструмент один – пинцет: пальцами их подхватить вообще невозможно. С помощью пинцета и были созданы авторские панно «Снегири» и «Белый бультерьер», портреты Путина, Боярского, Михалкова и совершенно потрясающие необычные копии «Царевны-Лебедь» и «Демона» Врубеля, «Танцовщиц» Дега. 

-         "Голубые танцовщицы" просто идеально подошли под декоративную мозаичную технику, - говорит Андрей Львович. - Импрессионизм и мозаика, они как бы созданы друг для друга. Мозаика усиливает декоративность импрессионизма, а 11.220 мозаичных фрагментов ставит произведение даже на более трудновыполнимый уровень, чем живопись.

     Одна из последних работ мастера – оклад иконы Св. Николая:

     - Никто ранее не делал мозаичных окладов икон, - уверенно сказал Манджос. – Это также мое изобретение. А вот, - он снял с пианино разноцветный крест, - первый в мире напрестольный (алтарный) крест из мозаики.

     В планах эмальера – создание «Эмалевой комнаты» (а точнее – анфилады комнат), в которой будут рубиновый, изумрудный, синий и белый залы и аквариум «Мозаичная Атлантида».

     С помощью «эмалевой мозаики Манджоса» можно выкладывать мельчайшие ювелирные детали и надписи, это сродни работе кистью. Но заниматься этим может не каждый.

-         Вы возьмите пинцет, и приложите хотя бы три кусочка друг к другу, - предложил эмальер. – А потом будете спрашивать, как долго и сколько штук. За неделю можно набрать мозаичный фрагмент примерно 10 на 10 см. А панно «Город на Неве» – 40 на 60 см – должно войти в Книгу рекордов Гиннесса. В нем – свыше 20 тысяч кусочков. Если найдется человек, который их посчитает... А вот бегемот. Мы его с дочерью несколько месяцев делали. Видим, глаз не такой, спинку потемнее надо. Все отломали, переделали. И вот, произведение...

      Бегемот, действительно, хорош. Мозаикой выложены даже зубы! А ведь изначально это была простая глиняная шкатулка. А вот хищная гадючья пасть из мозаики украшает ручку зонтика. В свое время ее погрызла собака, и теперь обычный черный зонт стал произведением искусства.

   -  Эмаль никогда не тускнеет, - мозаичист ласково погладил сверкающую всеми оттенками изумрудов и малахита  черепаху-кольцо. -  Она практически вечная. Я, например, даю пожизненную гарантию на всю свою мозаику.

    Одно из панно – “взгляд кошки” – мастер выполнил на оргстекле, использовав при этом специально просверленные и покрытые прозрачной эмалью фрагменты. И теперь зверь, если его установить перед источником света, сияет глазами, как живой.

    И как живые, сидят снегири, Царевна-Лебедь укутана в морскую пену и кружево брызг, а на фуражку Путина падает настоящий невесомый снег. 

Анастасия КУЗИНА

"МК Московский комсомолец" №  207 от 14.09.2006г. Тираж. 2.191.372 экз.

http://www.mk.ru/numbers/2362/article82687.htm

и рейтинг статьи: http://www.mk.ru/stuff/rating.asp?ArticleID=82687

( читатели поставили по пяти бальной шкале - 4,81 ) 

 
 

НОВОСТИ ВЫСТАВКИ

"ЗОЛОТОЙ ГЛОБУС"

Аукцион работ Андрея Манджоса

Аукцион работ знаменитого эмальера-мозаичиста Андрея Манджоса состоится 29 октября в 14:00.

Призы для победителей ювелирных конкурсов

Важным и знаменательным событием Международной специализированной ювелирной выставки «Золотой Глобус» стало изготовление для победителей ювелирных конкурсов особых уникальных призов, единственных в своём роде.

Для их создания был приглашён самобытный московский художник, первый в мире эмальер-мозаичист Андрей Львович Манджос, который и создал в своей авторской технике пять призов – пять глобусов, инкрустированных эмалевой мозаикой, носящей его имя и защищенной международным патентом.

Одновременно с этим на выставке отдельной экспозицией будет представлено и само творчество Андрея Манджоса, где зрители смогут увидеть первые и единственные в мире мозаичные оклады икон, напрестольный (алтарный) крест, портреты известных людей, скульптуры, пасхальные яйца, ювелирные украшения, мозаичные картины и панно, а также познакомиться с самой большой эмалевой мозаикой «Город на Неве, мозаичное путешествие по Санкт-Петербургу», созданной к 300-летию Северной столицы и являющейся номинантом на мировой рекорд по числу использованных в ней эмалевых фрагментов.

А 27 октября 2006 г. в 14.00 в специальном конференц-зале состоится 1-й аукцион эмалевых мозаик Андрея Манджоса, не имеющих аналога в мировой культуре. Для желающих принять участие подробности на сайте: www.mosaics-mandjos.ru

 

 

МОСКОВСКИЙ ГОРОДОВОЙ

КАДРЫ ДНЯ

Вот такой оригинальный портрет под названием "Президент России Владимир Путин" работы художника Андрея Манджоса представлен на выставке. Изображение гаранта выполнено в технике эмалевой мозаики. Специалисты утверждают: на сегодняшний день это ноу-хау. Портрет собран из огромного количества крохотных медных пластинок, покрытых многоцветной эмалью."

31 октября 2006 г. "Московский комсомолец" тираж 2.202.279 экз.

 

 

 Драгоценный Президент

Мозаика (от латинского musivum – посвященное музам) – особый род изобразительного (монументально-декоративного) искусства, в котором заданный художником рисунок воспроизводится посредством соответствующего расположения кусочков какого-либо твердого материала, скрепленных между собой и с основанием тем или иным вяжущим веществом. Изображение или узор могут быть выполнены как из однородных, так и из различных по геометрической форме и размеру частиц. Мозаичисты используют для своей работы различные материалы – керамические пластинки, цветные стекла (смальту), природные камни и т.д.
Мозаическое искусство было известно людям приблизительно за 3000 лет до н. э. В древности мозаика процветала у греков и римлян, в средние века – в Византии и Италии, от которых в дальнейшем распространилась по всей Европе.

В зависимости от технологии изготовления, мозаики делятся на римскую, флорентийскую, александрийскую, русскую и др. В качестве основных можно выделить римскую и флорентийскую мозаичные технологии. В римской мозаике изображение складывается из множества лишь примерно одинаковых по форме и величине кубиков. Римляне называли эту технологию Opus tesselatum.

Во флорентийской мозаике (Opus sectile) рисунок сформирован из фигурно вырезанных цветных пластинок различной формы и величины, точно подогнанных друг к другу. Иногда такие плотно пригнанные одна к другой пластинки сплошь покрывают собой все поле изображения, а в других случаях они врезаются поодиночке или группами.

Есть еще мозаичная технология Opus vermiculatum, представляющая собой некоторое развитие техники Opus tesselatum, предназначенной для выполнения самых тонких деталей картины. В этой технике кусочки камня или смальты, имеющие самые разнообразные формы и размеры, располагаются при наборе мозаики извилистыми линиями, точно следуя за контуром рисунка. Именно с использованием мозаичной техники Opus vermiculatum, отличающейся большим разнообразием и гибкостью изобразительных средств, были созданы наиболее значимые произведения, известные в истории мозаичной живописи.

Сегодня технологии изготовления мозаики продолжают совершенствоваться. Россия здесь тоже не стоит в стороне – наш мозаичист-эмальер Андрей Манджос является автором изобретения «эмалевой мозаики», носящей в международном патенте его имя.

Одним из видов мозаики является микромозаика. По сути, это просто малогабаритная мозаика, складываемая из очень мелких элементов. Микромозаика может представлять собой изделие размером с настенную картину, или спичечный коробок, а может размещаться на ювелирном украшении.

Материалом для создания микромозаики могут служить и природные камни, и смальта, и эмаль. В России существует собственная мозаичная школа, знакомая ведущим зарубежным игрокам этого рынка. Создатели итальянских ювелирных изделий с микромозаикой Le Sibille так отличают особенности нашей школы: «Мы узнали, что в России тоже есть своя мозаичная техника, правда, она отличается от ватиканской. Ваши мастера после изготовления украшения полируют мозаику, тем самым создавая гладкую картинку. Мы же оставляем мозаику такой, какая она есть, чуть шероховатой и объемной».

Лицом к рынку

Никакое произведение искусства обществу сегодня не нужно, если оно им не востребовано в коммерческом плане. Т.е. если на образцы этого искусства нет покупателей. Современные мозаичные работы у публики пользуются большим спросом, и многие за них готовы платить очень хорошие деньги.

Зарубежные лидеры

Микромозаика на мировом рынке – предмет искусства не редкий. Другое дело – микромозаика из природных камней. И это уже настоящая редкость. А микромозаика из драгоценных камней – просто экзотика. Делают такую экзотику там, где, собственно, эти драгоценные камни и добывают – например, в Шри-Ланке.Ланкийская фирма Lakland Gemcraft – наиболее «продвинутая» в своем сегменте рынка. Картины-микромозаики, изготавливаемые на этой фирме, имеют обычно внушительный размер от 30 x 20 см до 1,5 x 1 метр! Все микромозаики фирма изготавливает исключительно из разнообразных прозрачных (!) цейлонских драгоценных (!) и полудрагоценных камней. Это могут быть крошечные осколки необработанных камней размером менее 1 мм, но могут быть и фрагменты кристаллов по 7–8 мм в поперечнике. В конечном счете, все определяет композиция.В качестве подложки картин-микромозаик используются разнообразные материалы – стекло, металл, пластмасса и т.д. Камни закрепляются на поверхности основы специальным прозрачным запатентованным фирмой быстротвердеющим цементом, гарантирующим высокую прочность и долговечность микромозаик. Тот факт, что цемент совершенно прозрачен, позволяет формировать микромозаику из прозрачных камней так, что даже при попадании на камень связывающего цемента свойства эстетические последнего не ухудшаются. Это важно, т.к. именно прозрачность драгоценных камней весьма принципиальна для микромозаик Lakland Gemcraft.

Если говорить о технологии изготовления микромозаики, то сами авторы работ называют ее уникальной. Вероятно, это разновидность флорентийской мозаики, выполненной по вышеупомянутой технологии Opus vermiculatum. По крайней мере, на картинах действительно разные по форме и размеру кусочки прозрачных камней располагаются извилистыми линиями, формируя контуры рисунка. На первый взгляд может показаться, что при изготовлении микромозаик использовалась и краска, и даже трафарет. В действительности же – только природные камни, наносимые без всякого трафарета прямо на поверхность подложки. И никаких красок! Подлинность каждой картины подтверждается именным сертификатом самого уважаемого в мире ланкийского геммолога – S.B. Basnayake. С полным перечнем всех самоцветов, использованных для создания данной микромозаики и с указанием их точного израсходованного количества.По заказу ЭЛГЕМ фирмой Lakland Gemcraft изготовлен портрет Президента России Владимира Путина.Все черты лица на портрете прекрасно проработаны. Даже легкие морщинки на лбу! Президент из gemstones на портрете абсолютно узнаваем. Рассматривая детали портрета, нетрудно заметить, например, что галстук набран из крошечных кусочков синего сапфира, а волосы, брови, глаза, тонкое очертание овала лица костюм – из черного турмалина. Лицо выполнено из циркона и граната-гессонита. Губы – из красной шпинели. Есть на портрете элементы из дымчатого кварца, лунного камня. Широко использован при изготовлении портрета горный хрусталь.

Мы точно не знаем, является ли этот драгоценный портрет Владимира Путина самым дорогим в мире, но то, что он выполнен в одной из самых необычных техник исполнения – это гарантировано!

Если сравнивать портреты, выполняемые фирме Lakland Gemcraft на Шри-Ланке с микромозаичными портретами творческого объединения художников «Викарт» (см. выше), то необходимо отметить принципиальные различия в технике их исполнения.

И те, и другие мозаики изготавливаются из природных камней. Но далее идут отличия.
Во-первых, мозаики «Викарт» выполнены в римском стиле, т.е. из одинаковых кубиков-модулей, выпиленных из камня и обработанных до необходимых размеров. Чем более мелкие детали требуется отразить на микромозаике, тем более мелкие кубики в ней используются.

Работы же фирмы Lakland Gemcraft выполняются с использованием разновидности флорентийского стиля, когда микромозаика выкладывается из крошечных разноразмерных осколков необработанных камней неправильной формы.

А во-вторых, в мозаиках «Викарт» используются только непрозрачные, так называемые «поделочные» камни, в то время как Lakland Gemcraft применяет исключительно прозрачные драгоценные и полудрагоценные камни.

http://www.gemstones.ru/production.html
 

 

 
   

<<<