2001 год  

       

"МОЗАИКИ  МАНДЖОСА

              Мозаика, собранная из огромного количества крохотных медных пластинок, покрытых многоцветной эмалью, является авторским изобретением московского эмальера, выпускника Строгановского училища, Андрея Манджоса. Этот новый прием работы с классическим материалом, несмотря на многовековое существование мозаичных и эмальерных техник, не имеет аналога ни в истории мозаики, ни в истории эмали. В художественном методе работы мастера легко угадываются первоистоки. Он переработал технологию смальтовой мозаики для ювелирной эмали, а эмаль уподобил смальте. Творческие пристрастия автора сформировались под влиянием гения М. В. Ломоносова,» обладавшего абсолютным «слухом» на цвет и краски», и увлеченности Андрея византийскими перегородчатыми эмалями. Над одним произведением автор работает около двух лет. Трудоемкая ручная работа, длительный технологический процесс – обжиг мельчайших кусочков металла с полихромными эмалями, каждый цвет которой имеет свою температуру плавления, - кропотливый мозаичный набор на плоскости или объеме требуют удивительного терпения и скрупулезности. Уникальные в своем роде произведения А. Манджоса, выполненные по известным шедеврам мирового искусства, производят совершенно неожиданное эстетическое впечатление. Благодаря тому, что эмалевые элементы набора обладают своим микрообъемом, по-своему преломляют и отражают свет, в его работах создается особая живописно-пластическая выразительность и драгоценность фактур, напоенных искрящимся цветом. Аранжированные в технике Андрея Манджоса произведения разных эпох и стилей приобретают новое декоративное звучание, яркость, глубину и звонкость красок, свойственную только эмалям.»  

Июль 2001г. – журнал «Ювелирное обозрение», Лариса Пешехонова, ст. н.с. Оружейной палаты Музея-заповедника «Московский Кремль».

        

Или то, что не смог сделать Фаберже... 

 

     Знаменитый ювелир К.Фаберже и его продолжатели специализировались на создании пасхальных яиц, исполненных из драгоценных металлов, камней и горячей эмали. Благодаря особенностям и ярким свойствам именно эмали произведения Фаберже и других ювелиров, как древности, так и современности приобретают максимальную нарядность и игру красок. Но не вдаваясь во всем известные подробности общего творчества Фаберже, можно только напомнить, что, когда он задумал сделать мозаичное яйцо, то отступил от своих навыков и принципов художественного эмалирования, в котором он достиг совершенства и постоянно использовал в своих яйцах, Фаберже стал делать это Мозаичное яйцо в непривычной для себя, но самой обычной для ювелирного дела технике - флорентийской мозаике, т.е. из камней. Почему он, владея искусством эмали и применяя её направо и налево, не додумался и мозаичной яйцо тоже сделать из неё, можно только оправдать твёрдым мозаичным стереотипом. 

      До эмалевой мозаики догадался только наш современник - московский художник Андрей Манджос, который и стал первым в мире эмальером- мозаичистом, хотя именно Фаберже был, как никто, очень близок к этому.Среди представленных изделий на выставке в Эдинбурге наиболее выделяется Императорское Пасхальное яйцо, так называемое Мозаичное. По-пасхальному радостные цветы на пяти овальных медальонах украшают Мозаичное яйцо , выполненное по дизайну Альмы Пихль. Альма происходила из семьи выдающихся ювелиров, работавших у Фаберже. Она была внучкой Августа Хольмштрома (August Holmstrom) - главного ювелира Фаберже, и ее отец, Кнут Оскар Пихль (Knut Oscar Pihl), был главой московской мастерской с 1887 по 1897 год. Альма в возрасте двадцати лет начинает работать в мастерской Фаберже  в качестве ученицы. Она делает чертежи, рисунки и становится ассистентом дизайнера.

Первое пасхальное яйцо "Шестикрылый Серафим"из эмалевой мозаики Андрея Манджоса.

Мозаичное яйцо Карла Фаберже из драгоценных камней.

     Ее первым главным проектом стали сорок маленьких брошей, заказанных доктором Эмануилом Нобелем в 1912 году. В 1913 году Альма впервые работает над дизайном Императорского Пасхального яйца для вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны. Это ювелирное изделие известно как Зимнее яйцо. Ее работа получилась настолько успешной, что на следующий год Альма делает дизайн Мозаичного яйца . Впоследствии Альма (заметим, что она умерла в 1976 году, прожив 87 лет) рассказывала своей племяннице, что идея дизайна Мозаичного яйца пришла к ней однажды тихим вечером, который она проводила вместе со своим мужем и свекровью. Альма читала книгу и взглянула на луч света, коснувшийся вышивки, над которой работала ее свекровь. Немедленно возникла мысль отобразить вышивку на драгоценном камне и металле. Каждый из маленьких драгоценных камней должен был быть точно вырезан, чтобы подойти в отверстие платиновой сетки. Умения, требовавшиеся для такой кропотливой работы, хорошо показывают профессиональный уровень мастеров Фаберже. На одном конце яйца выложены инициалы Александры Феодоровны. А внутри находится эмалевый медальон, увенчанный Императорской короной. Он закреплялся золотыми зажимами. Одна его сторона украшена миниатюрой с профилями пяти детей Императора - Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и Алексея, а на обратной стороне - их имена и дата (1914 год) обрамляют корзину с цветами. Значок на ножке медальона был сделан в память об отце Карла Фаберже , так как 1914 год был столетием со дня его рождения.

Карл Фаберже.

             Немногие будут любоваться ювелирными изделиями Карла Фаберже  из Британской Королевской коллекции - одной из самых крупных и наиболее ценных. Среди экспонатов - Императорские Пасхальные яйца, цветы, шкатулки, рамки, фигурки животных и личные украшения членов Императорских домов России, Великобритании и Дании. Британская Королевская коллекция Фаберже  выделяется прежде всего по своему размеру. В ней насчитывается 600 наименований. Предметы из этой коллекции были представлены на многочисленных выставках не только в Великобритании, но и в России, Германии, Франции, Швеции, Австралии и Америке, начиная с 1930 года. Одна из самых первых выставок Фаберже была открыта более ста лет назад - в 1900 году, в Париже, где Фаберже  завоевывает Гран-при. Спустя два года выставка Фаберже  показывается в Санкт-Петербурге. В Великобритании наиболее крупные выставки Британской Королевской коллекции состоялись в 1985-86 и 1995-96 годах в Королевской галерее Букингемского дворца в Лондоне. Уникальной чертой Британской коллекции является то, что хранящиеся в ней предметы, были собраны до Октябрьской революции 1917 года - во время, когда фирма  находилась в самом расцвете и пользовалась огромной популярностью среди членов российских, британских и датских королевских домов. Другие же известные коллекции - например, коллекция в Клевеленде в Охайо (Cleveland Museum of Art, Ohio), в Хилвуд музее в Вашингтоне (Hillwood Museum, Washington) или частная коллекция Фобс (Forbes Collection) - были сформированы, начиная лишь с 1920 года, когда работы Фаберже стали появляться на Западе. Можно предположить, что из-за широкой известности Фаберже многие считают, что все эти ювелирные изделия создал один золотых дел мастер с фамилией, звучащей на французский манер. На самом деле Карл Фаберже  открыл множество мастерских - в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе и Киеве. В 1903 году открылась мастерская Фаберже  и в Лондоне. Именно благодаря этой мастерской в столице Великобритании изделия Фаберже  продаются в Индии, Таиланде, Китае и Японии с 1908 по 1917 год. В общей сложности в мастерских Фаберже работало до пяти сотен человек, создававших вручную примерно 10 тысяч ювелирных изделий в год. Питер Карл Фаберже родился в 1846 году в Санкт-Петербурге и пошел по стопам своего отца-ювелира, происходившего из гугенотов - преследуемых протестантов Франции. В двадцать один год Карл уже работал в музее Эрмитажа, реставрируя предметы антиквариата и занимаясь оценкой металлических и ювелирных изделий. Через пять лет он полностью берет на себя дело своего отца и занимается изготовлением ювелирных изделий. В 1885 году Фаберже  назначается поставщиком двора Императора Александра III. Многие из предметов коллекции, выставляемой ныне в Эдинбурге, были подарены лично членам Британской Королевской семьи их родственниками из Императорского дома Романовых - Александром III, Марией Феодоровной, Николаем II и Александрой Феодоровной. Единственные коллекции, которые можно сравнить с Британской Королевской коллекцией, принадлежали самим Романовым и насчитывали до тысячи наименований. Они были конфискованы и разделены после революции 1917 года. В то время восемь из пятидесяти Пасхальных яиц, выполненных Фаберже, исчезли навсегда. Несколько из них были повреждены или были потеряны "сюрпризы", хранящиеся внутри. Четырнадцать яиц были проданы в 1930 и 1933 году "Антиквариатом" - орган советского правительства, учрежденный в 1921 году для продажи российских государственных ценностей на Запад. Значительное число предметов из коллекции Романовых сейчас находится в Оружейной палате Московского Кремля, в Государственном Историческом Музее в Москве и Государственном Музее Эрмитаж. Всемирной известности российского ювелирного мастера несомненно помогло родство Императорских домов России, Великобритании и Дании. Особенно ценили работы Фаберже  дочери датского короля - Императрица Мария Феодоровна, супруга Александра III, и ее сестра Александра, супруга Британского короля Эдуарда VII. Королевские семьи всегда обменивались подарками на Пасху и Рождество, дни рождения и другие праздники или во время встреч друг с другом - в России, Англии или Дании. Поэтому многие изделия, хранящиеся в Британской Королевской коллекции, непосредственно связаны с людьми, которым эти предметы были особенно дороги и напоминали о каких-то приятных или важных моментах их жизни. В России в конце XIX века традиционный обычай - дарить друг другу на Пасху крашеные яйца - в Санкт-Петербургских аристократических кругах превращается в обмен ценными и дорогими подарками, особенно богато украшенными яйцами. Яйца, сделанные в мастерских Карла Фаберже , без сомнения являлись наиболее щедрым и дорогим подарком. И теперь чаще всего имя Фаберже  ассоциируется именно с Пасхальными яйцами. Первое Пасхальное яйцо, выполненное Фаберже , было заказано Императором Александром III в 1885 году в качестве подарка своей супруге Императрице Марии Феодоровне на день очередной годовщины их свадьбы. Всего за период с 1885 по 1916 год в мастерских Фаберже  для Российской Императорской семьи было изготовлено 50 яиц (за годы русско-японской войны не было изготовлено ни одного яйца). Традиция дарить Императрице Пасхальное яйцо Фаберже  была продолжена Императором Николаем II. С 1895 по 1916 в год заказывалось два яйца - одно для вдовствующей Императрице Марии Феодоровны, а другое для Императрицы Александры Феодоровны. Стоимость одного яйца составляла примерно 10 тысяч рублей. Самое дешевое яйцо сейчас могло бы стоить 120 тысяч долларов, а самое дорогое - более, чем 1 млн. 440 тысяч долларов. Несмотря на то, что большинство яиц имело определенное тематику и изображало наиболее значимые для Императорского дома события прошедшего года, Карл Фаберже  был свободен в своем творчестве. Дизайн яйца обычно обсуждался в кругу нескольких мастеров. Фаберже  работал с Францом Бирмаумом (Franz Birbaum), Александром Иваскевым (Alexander Ivaskev), Густавом Шкилтером (Gustav Shkilter) и Альмой Пихль (Alma Pihl). Процесс изготовления яиц держался в большом секрете и был сложным и долгим. Примерно год уходил на изготовление одного яйца. Специалисты по обработке драгоценных камней, золотых дел мастера, специалисты по эмали, шлифовальщики, художники миниатюры - все трудились над пасхальным подарком. В большинстве яиц был спрятан "сюрприз" - или миниатюрные модели (иногда заводные), или портреты людей, изображение мест и событий, значимых для Императорского дома. В Британской Королевской коллекции хранится три яйца, приобретенные королем Георгом V и королевой Марией в 1930-е годы. Наряду с пасхальными яйцами, представленными в Британской Королевской коллекции, выделяются цветы Фаберже  - особенно изысканные изделия. Рассматривая их, становится наиболее заметным кропотливый труд мастеров и дорогие материалы, применявшиеся в работе. Популярность именно этих работ, наверное, можно объяснить их простотой и реалистичностью. Цветы были тоже дорогим подарком - несколько тысяч рублей за одно ювелирное изделие. Британская Королевская коллекция хранит самое большое число сохранившихся цветов работы Фаберже : двадцать шесть от общего числа примерно в восемьдесят наименований, которые, как предполагается, были выполнены. В 1944 году, когда шла Вторая мировая война, британская королева Мария приобрела васильки Фаберже  для королевы Елизаветы, которая пришла от них в восторг и сказала: "Это очаровательно и так против войны". Особенно необычно выполнены стебельки овса - из золота, и, кажется, будто они колышутся. Похожий, но не идентичный букет, приобрел в 1922 году Музей Эрмитажа из коллекции Юсупова. В другом букете - из васильков и лютиков, выполненных из золота, эмали, розовых алмазов и рубинов, в композицию добавлена пчела. После 1918 года новых изделий Фаберже  уже не появлялось. Сам Карл Фаберже  эмигрирует в Швейцарию, где умирает спустя два года. Но в 1920-е годы работы Фаберже  начинают продаваться на открытом рынке на Западе. Впервые - в 1927 году - на Кристи, где в одно и то же время были выставлены для продажи драгоценные камни из Российской короны. Нынешняя британская королева Елизавета сама ничего не добавила в коллекцию Фаберже , но другие члены Королевского дома, например, Принц Уэльсский, приобрели некоторые изделия. О неослабевающем интересе к работам российского золотых дел мастера говорит и эта выставка в Эдинбурге. Во время ее подготовки британские организаторы впервые пользовались российскими архивами, которые касались работ Фаберже , и провели подробное исследование формирования коллекции, изучая основных коллекционеров и их вкусы. Впервые наряду с основной коллекцией выставляются работы ювелиров- последователей Карла Фаберже - например, таких, как Картье (Cartier) и Бучерон (Boucheron).

 

         Каталог-буклет «Эмалевые мозаики Андрея МАНДЖОСА» на 25 произведений.  

Август 2001г.

 

 

         Каталог выставки «Петербургский ювелир 2001»    27-30 сентября 2001г., ЦВЗ «Манеж», г. Санкт-Петербург, с указанием 17 эмалевых мозаик.   

Сентябрь 2001г.

 

 

 "ТОПАЗ  ЦАРИТ  В  МАНЕЖЕ

…Поражают работы москвича Андрея Манджоса, впервые представившего свои работы на «петербургском ювелире». Андрей работает в им же придуманной технике эмалевой мозаики. Картины по мотивам известных полотен подбираются как мозаика из мельчайших кусочков эмали. Работа очень трудоемкая, и на каждую уходит около двух лет. Эффект совершенно неожиданный. Благодаря тому, что каждый кусочек эмали обладает своим микрообъемом, картины особенно пластичны и выразительны. "

Сентябрь 2001г., газета "СМЕНА", 23002.RU, г. Санкт-Петербург.

 

«НЕИЗВЕСТНЫЙ СОЛДАТ»…

 в подъезде жилого дома.

 

ПОИСК

 Есть в средней полосе Россия такие места, где идешь по полю и видишь торчащую из земли палку, а на ней доска с надписью: «7.000 человек». Это значит, что лет 58-60 тому назад здесь прошел бой. Потом в яму, воронку или противотанковый ров сложили тела погибших красноармейцев и командиров. Никто даже толком не сосчитал - прикинули на глазок, написали примерное число... И, кто знает, кем они значатся: «павшие смертью храбрых» или «без вести пропавшие»? Пройдешь'еще пару километров - новая табличка: «5.000 человек». Идешь дальше, и снова...

Такую впечатляющую картину изобразил мне в начале нашего разговора Андрей Манджос - руководитель галереи «Неизвестный солдат» при культурно-историческом поисковом движении «Родина», объясняя, зачем нужна поисковая работа. Еще мой собеседник рассказал о результатах этой работы: за последние десять лет перезахоронено с воинскими почестями более 120.000 погибших воинов, установлены имена примерно 15.000, считавшихся пропавшими без вести. Поисковики на местах обычно пользуются поддержкой местной администрации и военных, которые помогают отрядам техникой и продовольствием, предоставляют гробы, помогают выкопать могилы, выставляют на ритуал торжественного захоронения почетный караул... : Кажется, сделано очень Много. Но... Только в картотеке движения сейчас находится более полутора миллионов запросов на розыск! Гораздо больше, однако, тех, кого не ищут... Так что, даже по самым оптимистичным подсчета|м, работы хватит еще на многие десятилетия. Но поисковики о том как-то не задумываются и делают свое дело.

Раскопки — это одно из направлений   поиска.   Большое значение имеет и архивная работа. Мало кому, например, известно, что у поисковиков существует своя картотека на погибших и пропавших без вести российских солдат и офицеров с 1914 по 1970 год. Чтобы оценить ее масштаб, достаточно сказать, что одних лишь генералов в ней числится 2,5 тысячи! Есть у поисковиков и своя пулегильзотека, аналогов которой нет во всем мире. - К сожалению, поисковики - эта массовая, порядка шестидесяти тысяч человек, пат­риотическая  организация  не вызывает особого интереса у. государства, - говорит Андрей.

- Движение, под которое до сих пор не подведено законодательной базы, разрознено, раздроблено, не имеет единого центра, о чем, кстати, не раз уже писала «Красная звезда»... Лично меня особенно удивляет позиция московского правительства. Построить в Москве «Стену плача» - смогли. Огромные площади под невразумительные рисунки отдали. Изуродовали набережную Москвы-реки церетелевским истуканом... Но почему не могут найти место, чтобы увековечить имена всех павших за Родину москвичей?.. А вы знaeтe, что тела героев-панфиловцев до сих, пор так и не найдены?! Хотя известен даже человек, который хоронил политрука Василия Клочкова. Зато в той песне, которая сейчас считается чуть ли не столичным гимном, про них поют...

У поисковой братии всегда было много претензий к иным чиновникам, к их бюрократическим проволочкам. Однако известно и то, что, ругая неразворотливых столоначальников, они упорно, всему вопреки, делают свое дело, стараются привлечь к своей благородной работе внимание общественности.

Так, например, 23 июня в Парке культуры и отдыха «Се­верное Тушино» галерея «Неизвестный солдат» и выставочно-творческое предприятие ООО «Турман» при поддержке управлений культуры и образования СЗАО провели художественный конкурс-выставку самодеятельных работ «Подвиг неизвестного солдата». Поддержку поисковикам оказали Студия военных художников имени М.Б. Грекова и Институт военной истории Министерства обороны РФ.

Между тем организаторы выставки обращались за помощью и к районным властям, к представителям общественно-политических    движений и| партий.  Но у всех нашлись другие дела и заботы... Самое| обидное, что не откликнулись даже районные общеобразовательные школы, с директорами которых встречался Андрей Манджос. Причем он ведь не денег просил, а приглашал на выставку ребят, старшеклассников, представителей школьного руководства.

И все же выставка состоялась, а успех ее был просто потрясающим.  Две  школы искусств и две художественные школы доставили мольберты, на которых разместили картины самодеятельных художников, в том числе и фронтовиков... Ещё здесь были представлены рукописные газеты, посвященные деятельности поисковых отрядов, неизвестным солдатам, обнаруженным медальонам...  Особое внимание привлекла поисковая экспозиция  — поднятые из земли реликвии Великой Отечественной войны.

   Но выставка закончилась, картины увезли. Вот только настоящего места для их размещения нет, так что сейчас они висят в подъезде жилого дома. Жильцам нравится - красиво стало в подъезде. Но разве это место для картин пусть даже и самодеятельных художников? А ведь еще, в том же подъезде есть и витрина с находками поисковиков — пуговицы, эмблемы, кокарды, крестики, картечь, пули и мноroe другое-" Витрина оформлена, как в настоящем музее, - с подписями, с аннотациями. Кстати, здесь выставлена лишь тысячная, а возможно, даже и десятитысячная, часть того, что можно показать. Но ведь негде!

- Эту выставку-конкурс мы провели не только для того, чтобы отметить трагический день начала Великой Отечественной войны, - объяснил мне Андрей Манджос. — Нам еще хотелось достучаться до общественного мнения, привлечь внимание властных структур. Когда поисковики приходят и просят выделить им помещение, хотя бы угол, то от них отмахнуться легко. От картин отмахнуться сложнее... Моя главная задача на сегодняшний день — создать постоянную живописную галерею и при ней - поисковый центр, где можно было бы размещать находки... Кое-что из намеченного уже принимает реальные очертания.

Думается, рациональное зерно в подобной идее есть. Люди, с поисковой работой не знакомые, порой считают ее какой-то закрытой сферой деятельности. Мол, есть какие-то одержимые, которые этим делом занимаются и других к тому не привлекают. К тому же на специфическую поисковую выставку не каждый и пойдет, считая порой, что ржавое  железо интереса не представляет. Сейчас ведь, к сожалению, не всякий знает даже отчество собственного деда, не то что судьбу своего прадеда.

А выставка картин может привлечь, как в общем-то привлекает народ любая художественная выставка. Если же поисковая выставка будет связана с художественной, явится как бы ее логическим продолжением, то постоянный приток народа ей обеспечен.

Вот только эта галерея не может быть застывшей экспозицией, созданной раз и навсегда. Она должна постоянно пополняться за счет новых находок, должна быть скомпонована так, чтобы привлекать людей, брать их за живое, а в итоге - объединять вокруг себя поисковое движение Москвы, области, России. Как сложится. И пусть сюда приходят люди со своими историями, рассказывают о себе, о близких, находят здесь конкретную помощь специалистов поискового движения, архивистов, юристов...

Кстати, шефство над создаваемой галереей уже взяла на себя Студия военных художников. При ее поддержке в декабре этого года должен будет пройти конкурс «Кто к нам с мечом придет...», в котором примут участие художественно-живописные школы, институты, академии, художники — профессионалы и любители. Одновременно планируется провести Первый международный фестиваль поискового движения с конкурсным просмотром поисковых находок и материалов.

В программу будущего фестиваля включены конференция, демонстрация художественных произведений на тему поисковой работы, конкурс поисковых экспозиций, музыкальная программа, военно-театрализованное представление. В штабе фестиваля будут даваться консультации по практике поисковой работы, будет организован прием запросов на розыск без вести пропавших, прием сведений, фактов и военных историй от населения, предложений по организации поисковых работ. Если все получится, как намечается, то такие фестивали начнут проводиться ежегодно...

Ну а пока галерея «Неизвестный солдат» все еще размещена в подъезде  2 дома № 11 по улице Большая Набережная...

Федор БОНДАРЕНКО. Газета "Красная Звезда" № 162.  31 августа 2001 года

 

 

 
   
         

<<<