2003 год   

 

"INDUSTRYART" TRADE INFORMATION SYSTEM

ОТКРЫТИЕ МОСКОВСКОГО ЭМАЛЬЕРА

        В «Российско-немецком доме в Москве» молодой московский эмальер, питомец Строгановки, Андрей Манджос показал серию работ, выполненных в уникальной, им самим изобретенной технике – эмалевой мозаике. Вместо идущих с глубокой древности смальтовых кубиков он использует огромное количество крохотных металлических пластин, покрытых многоцветной эмалью. Поскольку все эмалевые элементы набора обладают собственными микрообъемами, создается особая живописно-пластическая среда, напоенная искрящимся светом. И копии шедевров мирового искусства от византийских мозаик до картин Хиросигэ смотрятся по-новому, необычно и свежо. На каждую вещь уходит до двух лет.

 

"МОЗАИКА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

   Это нечто принципиально новое в декоративно- прикладном искусстве.   

           Квартира Андрея Львовича Манджоса похожа на музей. На стенах - портреты Боярского и Михалкова, Александра Македонского и Петра I, "Демон" Врубеля. Манджос делает мозаичные картины, каждая из которых состоит из нескольких десятков тысяч(!) маленьких квадратиков, покрытых горячей эмалью. В отличии от традиционной мозаичной техники, согласно которой в печь кладется уже почти готовое произведение, покрытое эмалью, Манджос "выпекает" все мелкие детали по отдельности, а потом из них, подбирая цвет, составляет картину. По традиционной технологии цвет подобрать трудно - что получилось, то получилось. А по технике Манджоса  все зависит от желания художника. Медный лист разрезается на тысячи мелких пластинок, от 5 мм (!?-М.А.Л.) до1,5 см в длину каждая. Они покрываются сухой эмалью и запекаются в специальной муфельной печи при температуре до 90 (!? - 900- М.А.Л.) градусов. Каждый цвет "ведет себя" по-разному при одинаковой температуре, поэтому может получиться несколько оттенков белого, синего, зеленого и т.д. Выходит из "печи огненной" еще не картина, а только материалы для нее. Эти детальки сами по себе представляют маленькое ювелирное изделие. Они осторожно, пинцетом, наклеиваются на нарисованный на деревянной доске эскиз. Основная головная боль -  это подборка цветовой гаммы. Манджос может по несколько раз приклеивать и отклеивать эмалевые пластинки, пока сердце не подскажет: "Вот оно!" Художник живет в Москве, в Тушино. Там же, в квартире, находится и его мастерская, со всеми ее работниками - помимо самого Андрея Львовича, его жена Вера, 19-летняя дочь Саша и 14-летний Паша. все они помогают художнику в его творчестве. Но как же все-таки пришел он к такому открытию в мозаичной технике? После школы Андрей Львович Манджос поступил в Высшую школу милиции. Он проработал следователем несколько лет, но понимал, что это не его. Никому не сказав ни слова, не бросая работы, он поступил в Московское высшее художественно- промышленное училище ( бывшее Строгановское) и закончил его по специальности художник- оформитель. Еще во время учебы он увлекся мозаикой. На дежурствах не терял времени даром - прямо на рабочем столе раскладывал краски, кисти, листы ватмана и рисовал будущие мозаики. Но эти картины так и остались на ватмане... "Я сам не помню, когда мне стукнуло в голову использовать эту новую технику. Я пробовал и мозаику из смальты - это такие цветные стеклышки, - и работу с перегородчатой эмалью и понимал, что все равно не переплюну ни метро, украшенное мозаичными узорами, ни храмы. Надо делать что-то свое. Помню момент, когда сижу за столом и на бумаге выкладываю из маленьких квадратиков картину. Потом стряхиваю их и снова выкладываю. После окончания института я зачитывался Ломоносовым. Книга о Ломоносовских мозаиках "Ломоносов- художник" стала просто моим учебником. Но Михаил Васильевич делал мозаики из смальты. он всего лишь продолжал традицию Византии. Удивляюсь, почему он не придумал делать мозаику из эмалевых пластинок..." А начиналось все с обнаженной красавицы, которую он назвал "Маленькая Вера". И поместил в красивую красно- желтую рамку с причудливыми загогулинами на доске для резки овощей. Задумка родилась, когда Андрей Львович с помощью мозаики стал украшать старый сервант в гостиной. Хотелось на двери и на боковые стенки поместить какую- нибудь картинку, а не просто узоры. Вот и решил Манджос оформить шкаф и назвать "Эротика". Что ж, вполне оригинально. Портреты известных людей - исторических личностей и наших современников тоже нашли отражение в работах художника: Михаил Боярский в роли д`Артаньяна, Никита Михалков в роли Николая II ( ?! Александра III -М.А.Л.) в "Сибирском цирюльнике", Лариса Долина, Виктор Авилов, даже Брюс Уиллис... а также Петр I, Александр Македонский и другие. " Когда я думаю о будущей картине, перед моими глазами проходит много лиц, - объясняет автор, - но мне как художнику интересны не все, а только самые колоритные. Вот Боярский, например. Я хотел потренироваться в игре разных оттенков белого и коричневого в его воротнике, шляпе, морщинах в уголках глаз. По-моему, все получилось. А с Брюсом Уиллисом вообще мы долго мучались- я и дочка. Она почти в совершенстве освоила технику, и многие работы мы составляли вместе, даже порой критикуя друг друга. Мы все никак не могли подобрать "крепкому орешку" нужный цвет. В результате Уиллис получился у нас как из пожара - красно- желтый. Он же всегда в фильмах герой, спасатель, выходит победителем из перестрелок." А сами звезды знают, что они увековечены вами в веках? Может кто- нибудь купить захочет? "Не знаю, вряд ли. Лично с ними я не разговаривал, но может быть что-то при выставки они слышали. А если захотят купить, пожалуйста. Я продам." Манджос делает работы не только с фотографий, но и с других мозаик. "Петра I" он повторил по работу Ломоносова. В оригинале картина в четыре раза больше и в 10 раз тяжелее и сделана по принципу смальтовой мозаики. Работа же Манджоса легко держится на гвоздике на стене. Несмотря на внешнее сходство портретов, в эмалевой работе есть и авторская изюминка: у Петра глаза разные - один широко открыт, другой же хитро прищурен. Вовсю идет работа над "Джокондой Манджоса". Наполовину задрапированная бордовым бархатом, картина стоит прислоненная к стене! По ней можно проследить один из этапов работы художника. Карандашный рисунок - почти копия знаменитой работы Леонардо да Винчи. Эмалевой мозаикой выложены волосы, глаза и губы - все затенения и изгибы переданы до мельчайших деталей. Видно, что художник долго бился в поисках цвета. "У нее уже сейчас есть поклонники, - говорит гордо автор. - Один полковник МВД так восхищался ее губами, что даже пытался ее поцеловать. Я удержал его."  В своей технике Манджос делает не только картины, но и ювелирные украшения -  у него целая серия браслетов а- ля змеиная кожа, колец им подстать, сережек. Еще не завершена серия с необычным названием "Прикосновение пантеры". Андрей Львович вырезает с помощью гравировальной машинки из неотесанного куска дерева украшения, наклеивает эмалевые пластинки и декорирует мехом. Получаются очень экстравагантная штучка. Любая модница позавидует жене художника, у которой есть возможность все это примерить и поносить. 

               Ломоносов из всех  искусств выбрал мозаичное, потому что оно наиболее выразительное, наиболее монументальное и хранится веками, даже тысячелетиями. Манджос создал свою технику. Не скудеет земля русская талантами - энергичными, умными, пытливыми, способными возрождать из пепла, создавать новое, изобретать уникальное.

Газета "Я хочу все узнать!", № 19 2003г. , автор - Маша Алешина. Тираж 110.000экз.

 

 

Эмалевая мозаика Андрея Манджоса

3 апреля 2003 года в 18 час. в Российско-немецком доме в Москве (М. Пироговская ул., 5) открывается выставка "ЭМАЛЕВАЯ МОЗАИКА Андрея МАНДЖОСА - ФЕНОМЕН РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ XXI ВЕКА!". Выставка проводится до 30 апреля и открыта по будням с 9 до 19 часов.

Отдел культуры Рос.-Нем. Дома для ознакомления с новым видом искусства пригласил на выставку представителей 30 ведущих зарубежных посольств. Ценители изящных искусств приглашаются познакомиться с рождением совершенно нового вида искусства.

100%-й зрительский успех гарантирован. Только на открытии 3 апреля помимо декоративных мозаичных панно из десятков тысяч фрагментов горячей эмали будут представлены скульптуры и ювелирные украшения, созданных первым в мире эмальером - мозаичистом, автором защищенной в патентном агентстве техники эмалевой мозаики - Андреем Львовичем Манджосом.


27.03.2003 Интеренет- газета "СОБЫТИЯ" (Events)
http://www.mosaics-mandjos.ru/ — официальный сайт Андрея Манджоса.

 

" 03.04.  18.00   AUSSTELLUNGSRAUM

 Eroffnung der Ausstellung von Andrey Mandzhos "Emaillenmosaik des 21. Jahrhunderts". Eine Art Mosaik, aus winzigen Kupferscheiben, bedeckt mit vielfarbigem Emaille."

Moskauer Deutsche Zeitung, № 6, Marz 2003.   Auflage 32.000 Expl.

 

 

"ФЕНОМЕН РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ XXI ВЕКА

Выставочный зал Российско- немецкого дома, ул. Малая Пироговская, д. 5, до 30 апреля.

             Традиционная горячая эмаль известна с давних пор - ее можно увидеть во всех музеях мирового искусства. Московский художник Андрей Манджос усовершенствовал старые способы и разработал новую уникальную технологию - эмалевую мозаику.

             Ликбез для непосвященных. Железную ( ? М.А.Л.) поверхность посыпают 5- 6 цветными порошками - эмалью и обжигают в печи при температуре от 600 градусов. Так получается цветная эмаль. Технология Андрея Манджоса - это совмещение классической мозаики и технологии эмали, где каждый фрагмент мозаики готовится отдельно. Благодаря чему в мозаике увеличилось количество оттенков, а каждая работа стала казаться более объемной и многогранной.

              Огромный медный лист художник разрезает на тысячи мелких кусочков - от 2 мм ( от 0,5-1мм М.А.Л.) до 1 см. Медицинским шпателем наносит на меленькие пластины эмаль в порошке. А затем отправляет их в муфельную печь - на обжиг. Вся соль изготовления цветных элементов в том, что оттенки "готовятся" только при определенной температуре плавления. Например, белый цвет при 900 градусах, а коричневый при 750.  А для того, чтобы получилась одна мозаика, необходимо сделать более 500 оттенков каждого цвета. Для сбора мозаики тщательно подбирается нужный оттенок эмали. Затем медицинской пипеткой Андрей наносит каплю клея на любую твердую поверхность - иначе вся мозаика скукожится. И только после этого, глядя в увеличительное стекло, держа пинцетом эмалевую пластинку, осторожно наклеивает ее на плоскость. Каждая картина может состоять более чем из 1000 отдельных фрагментов. Из-за сложности и трудоемкости изготовления на сбор одного мозаичного шедевра Андрей Манджос тратит почти два года. На данный момент уже существует 40 эмалевых мозаик, ни одну из которых невозможно повторить. Во-первых, потому что невозможно точно подобрать одинаковые по форме кусочки меди. Во-вторых, нельзя добиться абсолютного цветового сходства готовых пластинок эмали.

               За 10 лет работы у художника появилась небольшая галерея мозаичных портретов известных людей. Там представлен Никита Михалков, Михаил Боярский и многие звезды отечественной эстрады. А еще художник копирует картины известных живописцев прошлого -  в мозаике они  предстают совершенно по-другому. Миниатюрные врубелевские "Демон" и "Царевна - Лебедь", "Голубые танцовщицы" Дега. Сейчас художник уже 2-й год трудится над подарком к празднованию 300- летия Санкт- Петербурга - он делает первую большую мозаичную картину ( 40 х 50 см) с изображением исторических мест Питера - "Город на Неве"."

Газета "МОСКОВСКИЙ  КОМСОМОЛЕЦ" № 84 от 18 апреля 2003 г., Алла Еремина, тираж 2.469.395 экз..

 

 

"ОБИДЕТЬ ХУДОЖНИКА МОЖЕТ КАЖДЫЙ

          Столичный скульптор Андрей Манджос хотел морально поддержать американцев. Но из этой затеи ничего не вышло. 

            - После страшных событий 11 сентября мне захотелось как-то поддержать американцев, - рассказал Андрей корреспонденту газеты "День". -Я долго думал: что бы такое сделать? У Нью-Йорка много символов, но копировать Бруклинский мост или статую Свободы не хотелось. И я решил: пусть это будет яблоко -  символ объединения, начала жизни и некий прообраз земного шара.

              На яблоке - панорама Манхэттена с его знаменитыми небоскребами, которая выполнена в технике уникальной эмалевой мозаики ( изобретение художника ). Сначала Андрей хотел, чтобы работа стала символичной от начала до конца: даже количество эмалевых пластинок должно было совпадать с числом погибших в башнях Всемирного торгового центра - около трех тысяч. Но деталей мозаики получилось в три раза больше: техника изготовления оказалась слишком тонкой. Основой яблока стало огромное деревянное яйцо, купленное в ближайшей сувенирной лавке. Неделя ушла на то, чтобы обточить болванку до нужных размеров и сделать изящный яблочный "хвостик". И почти полтора года потребовалось для того, чтобы сложить десять тысяч эмалевых пластинок в рисунок. На зеленом яблоке появилась панорама Манхэттена: известные по фильмам и фотографиям силуэты бизнес- центров и, конечно, статуя Свободы. А вот башни- близнецы ВТЦ Манджос решил не изображать. Это тоже своего рода символ: несмотря на страшную трагедию, обрушившуюся на страну, жизнь продолжается...

           - Я хотел сделать для яблока особенную подставку, - рассказывает Манджос. - Даже познакомился с женой американского посла, она ювелир- дизайнер. К сожалению, мадам оказалась слишком занята... 

              Начавшаяся в Ираке война едва не сорвала презентацию работы. Еще за полтора месяца до открытия выставки Манджос разослал приглашения послам тридцати стран. Дипломаты вписали выставку в свои календари, и ...  ни один из тридцати приглашенных на открытие не явился.

           - Самое обидное не это, - говорит Манджос. - На днях я позвонил в американское посольство. Обычно его сотрудники с россиянами общаются по-русски. А тут попросил: "Спик рашен, плиз", а они: "Гуд бай!" Вот такая дипломатия..."

                                    Газета "ДЕНЬ", 5-6 апреля 2003 г., Наталья Кобец, тираж 20.000 экз..

 

 

"ПРОВЕРКА НА ЭМАЛЬ

В Российско - немецком доме открылась выставка уникальных мозаик.

          Несколько лет назад Андрей Манджос создал принципиально новый способ создания эмалевых картин. Обычно художник покрывает всю поверхность картины красящими порошками и запекает произведение в печи. Но эмалевые краски имеют разную температуру плавления, и поэтому  в одной работе можно использовать всего пять- шесть цветов. Андрей решил собирать картины из маленьких пластинок, покрытых эмалью. Количество используемых цветов увеличилось на порядок, но время, необходимое на создание одной работы, возросло, поскольку теперь картинку размером со спичечный коробок  нужно было составлять из 1000 отдельных фрагментов. Специальных инструментов, разумеется, нет, так что Андрею приходится выкручиваться в зависимости от обстоятельств. Например, клей на поверхность будущей мозаики художник наносит с помощью "гаишной" трубочки для проверки  на алкоголь.

            "Феномен российской культуры XXI века". "Фрунзенская". Выставочный зал Российско - немецкого дома. Малая Пироговская ул., 5. 246-00-29. 3 - 30 апреля."

                             Выставочный анонс в журнале "ВАШ ДОСУГ" № 12  31марта- 6 апреля 2003 г., тираж 50.000 экз..

 

 

"МОЗАИЧНЫЙ МИР Андрея МАНДЖОСА

       Не так давно в здании Московской городской Думы на Петровке открылась персональная выставка Андрея Манджоса "Мозаика XXI века". Такой чести удостаиваются редкие счастливчики. Между тем в высшем законодательном органе города Москвы уже становится доброй традицией предоставлять залы художникам. Инициатор проведения этой выставки - бывший глава управы района "Покровское- Стрешнево", ныне депутат МГД Валерий Петрович Скобинов. Его идею поддержали депутат МГД, председатель Комиссии по культуре Евгений Владимирович Герасимов и другие коллеги. Праздничная церемония открытия состоялась 29 января. "Неужели Вы два года работаете над одним произведением?" - спросил В.П. Скобинов гостя. "Что делать, такая трудоемкая работа, длительный технологический процесс: обжиг мельчайших кусочков металла с полихромной эмалью, каждый цвет которой имеет свою температуру плавления; кропотливый мозаичный набор на плоскости или объеме. Все это требует терпения и скрупулезности, - пояснил Андрей и добавил: - Живопись недолговечна, а мои панно и через тысячу лет  будут такими же". 

        Несколько слов о самом художнике. Андрей Львович родился в 1959 году в Москве, учился в Карагандинской высшей школе МВД СССР. Работал 16 лет следователем. Живет в нашем округе, в районе Покровское- Стрешнево. Творческая полоса в жизни началась с учебы в Московском высшем художественно- промышленном училище ( бывшем Строгановском). Затем начались изыскания в традиционной технике смальтовой мозаики и перегородчатой эмали. В середине 90-х годов придумал эмалевую мозаику. С тех пор с ней не расстается и мечтает создать музей "Эмалевая комната". Сейчас работает над этим проектом. Сегодня Андрей Манджос патентует свое изобретение: мозаика, собранная из огромного количества крохотных медных пластинок, покрытых многоцветной эмалью. Этот новый прием работы с классическим материалом не имеет аналога. Мастер переработал технологию смальтовой мозаики для ювелирной эмали, а эмаль уподобил смальте. "Вы не ревнуете вашего мужа к творчеству?" - спрашивали журналисты жену мастера. "Что делать, - отвечала его верная помощница, - художники достаточно сложные люди. Талантливый человек не может быть как все. Но я очень счастлива, и наши дети тоже. Вся семья помогает Андрею проводить эту выставку". Конечно, это не первая выставка Андрея. В 2001 году его работы выставлялись в разных учреждениях Москвы, петербургском ЦВЗ "Манеж". Мозаичные панно были представлены москвичам на презентации Всероссийского конкурса декоративно- прикладного и ювелирного искусства "Национальные традиции России" в Президент- отеле. В прошлом году персональные выставки прошли в Центральном музее ВОВ, Галерее искусств Церетели, в Институте развития прессы, Центральном Доме кинематографистов. Художник выступал с докладом на 1 Международном конгрессе ювелиров, который проходил в Москве и сопровождался выставкой в павильоне Академии ювелирного искусства в Экспоцентре, читал лекцию студентам факультета журналистики МГУ. 

        Уникальные произведения А. Манджоса производят совершенно неожиданное эстетическое впечатление. Благодаря тому, что все эмалевые элементы обладают своим микрообъемом, по-своему преломляют и отражают свет, его работам присуща особая живописно- пластическая выразительность. Мозаики "Петр I", "Царевна-Лебедь", "Голубые танцовщицы", "Большая волна", "Златые власы", "Александр Македонский в битве при Иссе", "Светоч мира", "За чтением" и другие имели большой успех на выставке в Думе. Среди работ были и портреты современников: Никита Михалков в роли Александра III, Михаил Боярский в роли д, Артаньяна, Брюс Уиллис, Лариса Долина и, конечно, жена Вера."

     Светлана Смирнова. Газета "Октябрьское поле и весь Северо- Запад", № 5, 11.02.2003г..Тир. 242.000 экз..

 

 

"МОЗАЙКА  МОЯ...

     Бывший милиционер Андрей Манджос создает из крохотных кусочков меди настоящие шедевры.

     Работой с эмалью Андрей увлекся на курсах при Строгановском художественном училище. Там делали так: покрывали красящим порошком всю поверхность будущей картины и запекали ее в печи. При этом художник мог использовать всего пять- шесть цветов: эмалевые краски имеют разную температуру плавления. Манджос поступил наоборот. Сначала он изготовил много медных пластинок, покрыл эмалью каждую из них и стал собирать мозаики из готовых "полуфабрикатов". "Конечно, дело это более трудное и кропотливое, на одну работу может уйти больше года, - рассказывает художник, - ведь я делаю совсем крохотные пластинки - по два-три миллиметра. Зато теперь могу использовать в картине более сорока цветов и оттенков! Андрей часто экспериментирует с цветом. Одну партию эмалевых "чешуек" сделает чуть подгоревшей, в другой - смешает разные краски... Инструменты тоже пришлось изобретать самому. Лучше всего для такой работы подошел стоматологический набор. А чтобы положить клей на поверхность будущей мозаики, мастер использует... трубочку для проверки на алкоголь, которой пользуются гаишники. Оказалось, что новая техника позволяет делать не только мозаики на дереве и металле, но и статуэтки, и ювелирные украшения. Легкие пластинки свободно крепятся к любой поверхности: фарфору, пластмассе и даже морским ракушкам. Ведь теперь, чтобы изготовить эмаль, изделие не нужно засовывать в печь. И все- таки любимым делом художника остаются настенные панно. Андрей начинал  свои эксперименты, создавая копии известных картин, потом делал портреты любимых артистов... Сейчас художник работает над большим панно, посвященным трехсотлетию Санкт- Петербурга. Уложиться в срок Андрею помогает вся семья, ведь на доску размером 50х35 сантиметров надо поместить около 50 тысяч эмалевых пластинок!"

                            Газета "ДЕНЬ",  5 февраля 2003 года, Наталья Кобец. Тир. 20.000 экз..

 

 

 " ПОДЪЕЗД  С КАРТИНКАМИ

       В ВОСКРЕСЕНЬЕ во втором подъезде дома № 11 на Большой Набережной при большом стечении жильцов со всех этажей открылась...  выставка, посвященная 60-летию битвы под Сталинградом. Лестничные пролеты теперь украшают настоящие живописные полотна. Идея организовать военно- историческую галерею "Неизвестный солдат" в подъезде собственного дома пришла художнику Андрею Манджосу около двух лет назад. Тогда впервые на стенах появились картины современных художников. Почему для галереи выбрано столь экстравагантное место? Таким образом автор хочет выделиться среди других художников? "Вовсе нет, - поясняет Андрей Львович.- На самом деле другого места нет. Префектура говорит, что я могу к ним обращаться за помощью, как только найду деньги на помещение. Но откуда у меня, пенсионера, деньги? Я, конечно, прекрасно понимаю, что на , скажем так, не очень нужные городу памятники, окруженные растениями по несколько тясяч долларов каждое, у государства деньги есть. Хотя на эти деньги можно бы было организовать приличную экспедицию, и нам бы открылись новые страницы нашей истории. Жаль, что это мало кому интересно. Все только разговоры разговаривают". В художники Андрей Манджос пришел из... милиции, работал когда-то старшим следователем. Днем ловил уголовников, а вечером (тайком от всех) учился в Московском высшем художественно- промышленном училище ( бывшей Строгановке) на художника- оформителя. В 1996 г. ушел на пенсию и, заинтересовавшись историей войны, увлекся раскопками. Вместе с единомышленниками ездил по местам боевых сражений, в том числе на Бородинское поле, и привозил оттуда ядра, заржавевшие награды, пули и др. Часть находок хранит дома, часть теперь выставлена в качестве экспонатов в подъезде. На вопрос, не боится ли он грабителей или вандалов, Андрей Львович смело ответил, что "абсолютно не боится". "Я не представляю, кем надо быть, чтобы поднять руку на такое".

     Кстати, сам Манджос известен в среде художников как автор нового способа работы с классическим материалом. Он собирает мозаики из огромного количества крохотных медных пластинок, покрытых многоцветной эмалью. Поэтому у Андрея две мечты, точнее говоря, две цели. Первая - создать эмалевую комнату по примеру Янтарной. Вторая - чтобы стены каждого московского подъезда украшали картины. "Пусть это будут детские рисунки, главное, чтобы они были на определенную важную тему, - надеется Андрей. - А то надоели уже картины с обнаженными женскими телами."

               Газета "Аргументы и Факты", 5 февраля 2003 года, Дмитрий Поцелуев. Тир. 3.000.000 экз..

 

 

«МЫ СОЛДАТСКИМИ  МЕДАЛЬОНАМИ НЕ ТОРГУЕМ»

или Что мешает развитию поискового движения в России?

Война не окончена до тех пор, пока не похоронен последний павший солдат... Все знают это выражение, но дальше упоминаний его известными политиками дело, правило, не идет. Сегодня серьезно озабочены поиском пропавших солдат Великой Отечественной только энтузиасты- поисковики.

Единственной организацией на межрегиональном уровне, которая еще с начала 90-х годов старается координировать процесс поиска погибших и пропавших без вести во время Второй мировой войны воинов, является Народный Союз по защите памяти павших защитников Отечества. Руководит им Юрий Смирнов, ответственным секретарем является Андрей Манджос. В ходе нашей беседы они поведали, как складывается ситуация с поисковым движением в России.

Хотя скоро исполнится 60 лет с того времени, как отгремел последний залп Великой Отечественной войны, поисковое движение оформилось сравнительно недавно. Более сорока лет никакой организации, ведущей работу в этом направлении, у нас в стране не было. Даже количество наших бойцов, считавшихся пропавшими без вести, не было точным. Называли разные цифры - приблизительно от пяти до девяти миллионов человек. Сюда относили всех тех солдат, судьбу которых невозможно было установить досконально. Погиб без свидетелей, остался после отступления на поле боя - пропал без вести. Не вышел из окружения, оказался на оккупированной территории - в плену или в партизанах -пропал без вести... То есть само определение этой категории людей было очень, мягко говоря, туманным и остается таковым по сей день.

     Казалось бы, при таком количестве военнослужащих с неизвестной судьбой поисковая организация должна была возникнуть в первые месяцы после войны. Однако этого не произошло. Возникает резонный вопрос - почему? Сами поисковики объясняют это целым рядом причин.

На первое место, пожалуй, нужно поставить причины идеологические. Одну из них разъясняет писатель Николай Кузьмин в предисловии к роману Владимира Успенского "Неизвестные солдаты". Дело в том, что долгое время в нашей стране официально господствовал принцип "Никто не забыт - ничто не забыто". Естественно, появление "неизвестных солдат" при такой установке было бы нежелательным, поэтому о поисковой работе не могло быть и речи. Первым существенным шагом к восстановлению справедливости можно считать открытие в мае 1967т. у кремлевской стены памятника Неизвестному солдату.

Кроме того, иные наши "идеологи от истории" не признавали и до сих пор не желают признавать того объективного факта, что в начальном периоде Великой Отечественной войны огромное количество наших военнослужащих попадало в плен, пропадало без вести. Сколько воинов бесследно "сгинули" в громадных "котлах" окружений, когда в кольце оставались, продолжая обороняться, целые дивизии и армии. Это опять же не вписывалось в прежнюю идеологическую концепцию "никто не забыт"...

Не менее важной является причина экономическая. Как считает Юрий Смирнов, проводивший соответствующие расчеты, на пропавших без вести было сэкономлено более 20 миллиардов долларов! Ведь семьям погибших во время Великой Отечественной выплачивались пособия, предоставлялись льготы. Семья же военнослужащего, считавшегося пропавшим без вести, ничего этого не получала -а вдруг он жив? "Скорее всего, именно поэтому ни Сталину, ни последующим Генеральным секретарям ЦК не было выгодно признавать и публиковать истинную цифру потерь. Тем более, иметь в стране людей, занимающихся поисковой работой, - рассказал руководитель Союза. - Поисковое движение оформилось при Горбачеве, когда цифры потерь были наконец-то опубликованы, но выплаты пособий уже прекращены".

Так и получилось, что до конца 80-х поисковая работа прямо не запрещалась, но и не приветствовалась. И все же поисковики занимались ею "на общественных началах" уже тогда. При активном участии Юрия Смирнова в 1989 г. во многом стихийное движение оформилось как организация. В 1993 г. при ЦК ВЛКСМ был создан Народный Союз по защите намята павших за щитников Отечества. Его Центр находился в подмосковном Красногорске, а Москва входила в Союз наравне с другими регионами. Со всех концов страны в центр приходили просьбы разыскать следы мужа, отца, деда... За последние несколько лет поисковыми отрядами найдено и торжественно перезахоронено более 120 тысяч (!) солдат и офицеров, 15 тысяч имен возвращены из небытия. О необходимости поисковой работы говорит хотя бы то, что из Центра отправлялось около ста писем в неделю, а в картотеке насчитывалось полтора миллиона запросов...

Но два года назад эта организация перестала существовать. Одна из главных причин - отсутствие какой-либо государственной поддержки, в частности финансирования. Последний раз деньги центру перечисляли в 1995 году.

Что представляет собой поисковое движение сегодня? Его структура такова: Союз включает в себя пять межрегиональных объединений, каждое из которых состоит из объединений отрядов нескольких соседних областей. Причем это не только области, на территории которых в Великую Отечественную шли бои. К примеру, Татарстан, на земле которого не было сражений. Здесь тоже есть свое поисковое объединение "Тыл России", члены которого выезжают искать погибших земляков. Даже своя "Книга памяти" имеется. Поисковое движение собрало вместе разных людей, поэтому и отряды его разные: от известных на всю страну (таких как группа "Экипаж", у которой музейная площадка на Поклонной горе) до малоизвестных даже в своем городе.

Из-за отсутствия центра сложно подсчитать количество отрядов, входящих в Союз на данный момент. Точно сказать, сколько сейчас в России поисковиков, еще сложнее. Последние данные - восьмилетней давности - говорят, что в 1995 году их было около 60 тысяч, из них только в Москве и Московской области 15 тысяч. Это те, кто когда-то зарегистрировался в рядах движения. Сюда не входит различная самодеятельность" - пресловутые "черные копатели", энтузиасты-одиночки, коим несть числа... Однако зачастую именно по вине "черных" складывается негативное представление о настоящих поисковиках.

По этой же причине межрегиональные объединения предоставлены сами себе. Раньше связующим звеном между ними был единый источник финансирования.
Но в 1995 г. он иссяк, и разные части Союза вынуждены были самостоятельно искать средства к существованию. С тех пор движение становилось все более раздробленным. Отсутствие оборудованного центра затрудняло связь отрядов
и объединений друг с другом, работу с архивами. Те, кто ищет родственников пропавших красноармейцев, кто пытается установить имена пропавших без вести защитников Отечества, сейчас работают разрозненно. А это
отрицательно сказывается на общем 
деле. Например, в Смоленске сразу
два поисковых объединения, кото­рые не всегда ладят друг с другом.

Все это лишний раз подтверждает необходимость восстановления прежней организации. Сейчас Юрий Смирнов и Андрей Манджос фактически вдвоем борются за возрождение центра! Уже долгое время они "атакуют" различные инстанции, пытаясь "выбить" помещение. Префектура готова предоставить его хоть завтра, только... "ищите деньги!". Но Союз - не коммерческая организация, денег он не зарабатывает. "Мы не торгуем медальонами погибших солдат", - говорит Андрей Манджос. Привлечь общественное внимание к поисковикам он считает главной задачей нa сегодняшний день. Большую помощь в этом деле оказывает современное патриотическое искусство. Сначала проводились выставки под открытым небом, позднее была создана галерея "Неизвестный солдат".

Еще один проект, пока, к сожа­лению, воплотившийся только в Интернете, - Почетная галерея поисковиков. Увы, гранаты и ми­ны, затаившись на полвека в земле,

порой находят своих жертв. Андрей Манджос -убежден: "Раскопки на полях сражений - не для школьников. Они должны вестись взрослыми мужиками с удостоверениями саперов". При этом он имеет в виду прежде всего профессиональные качества. К примеру, в калужском поисковом объединении обезвреживанием страшных находок занимается женщина, причем на общественных началах...

Возрождение центра поискового движения - первоочередная задача, решение которой может создать необходимые условия для нормальной работы организации. В перспективе же планируется создание в Москве Исторического центра

современного патриотического искусства. Его идея обратна музейному принципу "руками не трогать". В павильонах будут размещаться многофигурные панорамы сражений - так, чтобы посетители не просто бродили внутри, но смогли ощутить себя "на поле боя". Чтобы все было, как "взаправду",  униформа, оружие... Фантастика? Отнюдь - в Израиле, Германии, Авст­рии, например, подобные экспозиции уже существуют. Наверное, там гораздо бережнее относятся к исторической памяти. Остается надеяться, что подобная экспозиция когда-нибудь появится и в столице нашего государства - хочется верить, что не через десятки лет... Ну а пока проект Исторического центра кочует с одного стола на другой, поисковые объединения -"каждый сам за себя", а патриотическое искусство украшает стены обычного подъезда жилого дома, в котором галерея "Неизвестный солдат" размещается вот уже третий год...

 

Егор ДЕМИДОВ    Журнал  МО РФ «ОРИЕНТИР»   Декабрь 2003 года

 

 

 

 

КАК ВЫРАСТИТЬ В ПОДЪЕЗДЕ ПАТРИОТА

Картины хлеба не просят
       
       
Как же мы недооцениваем возможности подъездов! Почему-то дальше местообитания консьержки, пристанища подростков и кошек, когда на улице сыро и холодно, наша фантазия обычно не идет. А вот нашелся человек, додумавшийся превратить подъезд в выставку картин.
       Андрей Львович Манджос, организатор галереи «Неизвестный солдат», житель подъезда номер 2, и рассказал мне, с чего, собственно, начался этот проект:
       «Два года назад я надумал провести в округе конкурс «Подвиг неизвестного солдата». Обзвонил все школы, колледжи, разные организации — прямо по справочнику. В конкурсе участвовало довольно много картин, часть из них потом забрали. Вот я и подумал: почему бы те, что остались, не повесить в подъезде? У нас чисто, охрана есть, а картины хлеба не просят. И префектура о галерее знает».
       Но галерея «Неизвестный солдат» — это еще цветочки по сравнению с главным замыслом, как говорил сам Андрей Львович. Сейчас у него в разработке находится проект «Исторический центр современного патриотического искусства». Основное его отличие от всех ныне действующих музеев и экспозиций состоит в том, что по замыслу любой объект в этом центре можно будет потрогать, доспехи — надеть, ядра — поднять, попинать чуть-чуть. Чтобы только не разломать.
       «Все должно работать!». Для центра уже и место подобрано — в Тушине, где в 1941 году проходила линия обороны. Самая настоящая линия обороны, хотя и заросла травой. Не надо рыть новых окопов, как на Поклонной горе.
       
       Юля КОНСТАНТИНОВА
       
24.07.2003                                                                  NovayaGazeta.RU”   № 53 от 24 июля 2003 года

 

 

 
   

<<<