ЭМАЛЕВАЯ МОЗАИКА Андрея МАНДЖОСА

как лучший объект для инвестиций

и материалы:

Эмаль - ремесло роскоши и высокого вкуса

"ЛУЧШИЕ ИНВЕСТИЦИИ". Признанная ликвидность произведений из мозаики на рынке современного искусства!

"ПРОДАТЬ СОВРЕМЕННИКА" - "классика будущего"    

ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ Почему продаётся искусство.

Красиво жить...

 

 

Эмаль - ремесло роскоши и высокого вкуса

     "Преимущество скульптур - это устойчивость во времени. Однако если живопись выполняется эмалевыми красками, а затем помещается в огонь и там обжигается, то она превзойдет в вечности даже скульптуру… Если бронзовая скульптура долговечна, то живопись на эмали вечна"

Леонардо да Винчи

       Среди множества направлений декоративно-прикладного и изобразительного искусства эмаль является наиболее трудоёмким и сложным, сопоставимым с ювелирным делом. Не многие знают все тонкости и преимущества эмали, её предназначение и древнюю историю. Эмаль знали и ценили древние народы, начиная с Египта. Постепенное совершенствование техники, развитие и передача секретов мастерства сделала эмаль избранной техникой украшения, ремеслом роскоши.

         Эмаль имеет широкие декоративные возможности – богатая палитра с яркими, вечно свежими, стойкими, не тускнеющими красками и блеск её поверхности – привлекали ювелиров и художников всех эпох. Эмалью украшали предметы женского убора – ожерелья, диадемы, серьги, - государственные и религиозные регалии, драгоценную посуду и церковную утварь, парадное конское убранство и оружие, множество различных предметов быта. Эмаль применялась в сочетании с драгоценными камнями, сканью, чеканкой, гравировкой, ее использовали для заливки фона или же покрытия резных, рельефных изображений и орнамента.

       Весь процесс обжига и нанесения эмали требует умения, сноровки, большого терпения и знания секретов цвета и свойств каждой окиси металлов. Эмальеры чем-то напоминают мастеров по изготовлению скрипок, знающих секреты лака, дерева и т.д. При обжиге художник должен следить за температурой, так как от перегрева на несколько градусов эмаль изменит задуманный им цвет, что может повлечь за собой гибель почти законченного произведения. К тому же, некоторые металлы легко гнутся и при обжиге могут дать трещину. Чтобы получить законченную композицию, мастер должен повторять обжиг изделия несколько раз. ( В моем случае тысячи, десятки тысяч раз !!!).

     В Западной Европе эмаль украшала регалии и предметы роскоши королей и высших церковных сановников. В России лучшая эмалевая школа обслуживала сокровищницу московского Кремля. Трудоёмкая, ювелирная и дорогая техника была по карману царственным домам, церкви и русскому дворянству. Технику эмали широко использовали фирмы Сазикова и Фаберже.

     Художественные эмали относятся к элитарным видам искусства. Творческий замысел художника-эмальера в сочетании со сложным дорогостоящим технологическим процессом изготовления определяют стоимость художественного произведения с эмалями. Тонкая работа по игре с цветом была больше чем просто искусство. Это редкое и ценное ремесло, где художник – больше мастер, знающий секреты сплавов, а эмаль не - просто плод творчества. Это больше ремесло роскоши, доступной не всякому. В России появление финифти связано с именем Петра I, чьи миниатюрные портреты, усыпанные драгоценными камнями, служили высшей наградой и вручались лично государем за большие заслуги перед отечеством. Эмали во все времена были дороги и ценились на уровне драгоценных камней, которым нисколько не уступали ни по цвету, ни по прозрачности, ни по блеску.

      Соединяя в себе ювелирную драгоценность материала со свободой станковой живописи, этот вид искусства не имеет широкого распространения и является элитарным. Горячая эмаль сочетает в себе много различных техник и способов обработки, как металла, так и самой эмали, дающих возможность разнообразных решений, как декоративных, так и сложно-живописных.  Из сочетания осознанного и точного действия со случайностью рождается уникальность каждого произведения. Повторить его не может даже автор. Горячая эмаль, по самой своей природе, существует лишь в одном экземпляре.

        Эмаль — сакральный вид искусства. Огонь является соавтором художника. Это рождает ощущения непредсказуемости, праздника, таинственности. Когда пять тысяч лет назад художники Древнего Египта изобрели эмаль, они руководствовались стремлением создать аналог драгоценным камням: прочным, ярким, сверкающим. Ведь сам процесс рождения эмали, как и её ближайшего "родственника" — стекла, аналогичен тому, что происходит в раскалённых недрах Земли при возникновении драгоценных камней. Главным действующим лицом является огонь.

        Расплавленную пигментную массу наносили на металлические пластины из золота, серебра и меди. Застывая, эмаль образовывала твёрдую, стекловидную поверхность, завораживая взгляд блеском красок, словно светящихся изнутри. Драгоценными эмалями украшали предметы роскоши древнеегипетских фараонов, их троны, о чём наглядно свидетельствуют находки археологов, обнаруженные в гробницах этих обожествлённых владык. 

    Эмалирование — один из видов декоративной обработки (отделки) ювелирных украшений. Искусство эмали  всегда требовало исключительного мастерства и высокой профессиональной культуры. Составы эмалей, способы их приготовления и методы нанесения всегда держались в секрете. Существующие в наши дни эмали и процессы эмалирования позволяют значительно расширить ассортимент ювелирных украшений, повышают их декоративно-художественную ценность, а также эффективность использования драгоценных металлов.

     -Терпение для работы с эмалью необходимо адское, времени тратится очень-очень много. На изготовление некоторых эмалей уходит целый год.

 

Признанная ликвидность произведений из мозаики на рынке современного искусства! 

ЛУЧШИЕ ИНВЕСТИЦИИ

     Мозаика – это картины, которые мастера пишут камнем или смальтой.  Другими словами, это живопись, где художественные мазки делаются каменными, стеклянными пластинами. Это – каменная живопись. Царицей мозаик до сегодняшнего дня по праву считалась флорентийская мозаика, утвердившаяся в нашей истории с 16 века. Использование в ней, кроме поделочных, драгоценных и полудрагоценных камней, обусловило саму её первоначальную ценность. Римская же мозаика из смальты, изготавливаемой из сплавов стекла, даёт более яркий ряд цветовой выразительности, что поставило её на особый уровень для монументального оформления архитектурных деталей. Трудно представить сравнительно небольшую мозаику из камней где-нибудь на уровне третьего этажа. Цветовая гамма камней здесь не может выдержать конкуренции с более декоративной и красочной смальтовой мозаикой. Можно считать, что мозаика из смальты в чем-то превзошла мозаику из камней. Но сегодня мы видим, что мозаичные картины и панно стало возможно создавать в ещё более драгоценной и более красочной технике -  в эмалевой мозаике Андрея Манджоса. Горячая эмаль, применяемая традиционно для ювелирных изделий ( см. яйца Фаберже, оклады икон, антикварные предметы и награды), благодаря пытливому уму московского художника была применена в виде художественной мозаики, которая стала ещё на порядок привлекательней по светоцветовой выразительности и качеству, чем мозаика из смальты, материал которой представляет собой более низкокачественных сплав стекла.

     Камень сам по себе является вечным материалом. Время жизни камней сопоставимо с возрастом планет и галактик. Иногда это десятки миллиардов лет! Цветное стекло появилось позже, при фараонах , т.е. 5 тысяч лет назад, и из-за своего более яркого, чем у камней, цвета, сразу стало пользоваться спросом. Яркие стекольные сплавы – эмали тут же потеснили именно драгоценные камни на коронах фараонов, а потом и византийских императоров. С тех пор они шагают вместе, и без них невозможно представить ни награды, ни яйца Фаберже.

      По сравнению с обычными красками камни и эмали являются более многогранными изобразительными материалами. Это связано с тем, что они имеют внутреннюю очень сложную структуру, которую можно увидеть только сквозь  полированную поверхность у камней и капли уже готовой после обжига эмали. Очень важным является то, что ни камни и ни эмаль никогда не тускнеют и остаются всегда такими, какими были всегда. На земле нет людей, которые равнодушно относятся к величию этих материалов. Свет, проходящий сквозь зеркальную поверхность прозрачных камней и прозрачной эмали , по разному отражается от внутренних структур и порождает удивительную игру светотеней. Все разрезы камня и форма капель эмали совершенно индивидуальны. Их никогда нельзя повторить ни коим образом. Поэтому красота их цветопередачи оказывает на всех просто гипнотическое действие! Ценность таких картин непроходящая!

     Наша жизнь коротка и быстротечна. Каменное или стекольное произведение безвременно, оно вечно. Наша жизнь изменчива и эфемерна. Ценность мозаик возрастает от года к году не просто в разы, а на целые порядки – в десятки и сотни раз!

     С годами стоимость изделий неизбежно повышается. Они представляют собой прекрасный источник для вложения денежных средств, ведь любые деньги рано или поздно все равно обесценятся. И те, кто знает это, не нуждается в долгих уговорах. Поэтому, как всем давно известно: заработать деньги намного легче, чем их сохранить и тем более приумножить!

     Разве вы видели где-нибудь широкую распродажу мозаичных картин, которые были бы выполнены тщательно и с мельчайшей деталировкой? Даже на мировых аукционах это огромная редкость! Создание мозаики очень кропотливое и сложное дело. Мозаичные картины со сложным сюжетом и мелкими деталями – огромная редкость, поскольку эти изделия очень трудоёмки в изготовлении. От того их изначальная ценность.

     До сих пор в мире флорентийскую мозаику производят в крайне ограниченном количестве и что же говорить о редкости неуступающей ей ни в чём , а где-то и превосходящей эмалевой мозаики Андрея Манджоса, когда он впервые предъявил обществу эту свою авторскую технику лишь только в самом начале 21 века!

     Обладание мозаикой не только престижно, но и крайне выгодно! Из года в год стоимость мозаики неизменно растёт. Она всегда остаётся эксклюзивной продукцией и постоянно пользуется высоким спросом. Поклонниками мозаичного искусства во все времена были египетские фараоны, жрецы инкских храмов, римские патриции, религиозное духовенство. Ведь хорошей мозаики в мире так мало, что она почти никогда не доходит до обычного человека.

     Созерцание мозаичных полотен – это неизгладимое впечатление на всю жизнь. Смотреть их можно бесконечно долго, как на огонь и воду, они никогда не могут надоесть. Одухотворённость стекла и камня, пропитана временными пространствами в сотни миллионов лет и содержит всепланетную мудрость и глубокий зодиакальный смысл. Мозаичные, многосоставные композиции имеют не только психологическое содержание, но и непосредственное положительное воздействие на человека, являются основой мировой гармонии.

     Ничто не может сравниться с лёгким прикосновением вашего взгляда к зеркальной поверхности фрагментов мозаики, из которых складываются сказочные и парадные сюжеты сверкающих произведений, а высокий уровень ручной многодетальной работы постоянно подогревает видимую значимость уникального труда.

     Сам великий М.В. Ломоносов был величайшим поклонником мозаики. Последние семнадцать лет своей жизни он самозабвенно вёл мозаичные работы с исключительным упорством вплоть до самой смерти. Уж он-то не стал бы тратить своё время на пустяки! Одно только это говорит о многом. Но и ни ему, выбравшему для своих мозаичных картин именно смальту ( стекло), а не камни, и ни К.Фаберже, выбравшему для своих эмалевых произведений именно эмаль (стекло), не пришло в голову соединить две техники- технологии воедино, т.е. в эмалевую мозаику. Это сделал наш современник, московский художник Андрей Манджос.

     Мы не просто изготавливаем мозаику, а отвечаем за абсолютное её качество, на эмалевую мозаику дается пожизненная гарантия  с обязательством бесплатном восстановления при технических повреждениях до 1% мозаики в год, т.е. каждого 100-го фрагмента. А высочайшее качество начинается ещё на стадии проекта. Все мельчайшие согласования проводятся на начальном этапе и заранее оговариваются. Производится тщательные отбор и подготовка цветов по критериям художественной ценности и технических характеристик. Пунктуальность, прилежание и кропотливый труд в течение месяцев, а иногда и лет. Только так можно создать произведения, которые оценят не только сейчас, но и в далёком будущем. До сих пор нам это удавалось.

     Эмалевая мозаика, являясь продукцией высочайшего художественного и технического класса представляет собой один из немногих инструментов, наиболее надёжного сохранения и приумножения денежных средств.

     Поскольку эмаль (стекло) – это материал наименее подверженный разрушению во времени, то изделия неизменно сохраняют свою ценность практически вечно. Современные мировые аукционные рейтинги однозначно подтверждают факт повышения денежной стоимости мозаичных художественных произведений в десятки раз. Спрос на изделия такого рода всегда превышал и будет превышать предложение. На основании  15-летнего опыта исследовательской и 4-х-летней выставочной работы в данной области, можно утверждать, что за всё это время  не было получено ни  одного отрицательного отзыва,  а это очень стимулирует в этом направлении из-за постоянно растущего спроса.

     Мозаичные произведения – это истинное украшение любой коллекции. Интерьеры, включающие в себя мозаичные картины и панно, а также уникальные мозаичные скульптуры и иконы ,создают совершенно новое, незабываемое восприятие и неизбежно дают удовольствие своим владельцам тем, что с каждым днём, месяц за месяцем повышаются в цене. В этом отличие от других предметов потребления, которые со временем изнашиваются или морально устаревают.

     Технология создания мозаичных произведений из горячей эмали позволяет изготовлять мозаики любой конфигурации и любой художественной сложности, а учитывая, что выкладывание происходит «в холодную», т.е. без нагрева, впервые в мире возникла возможность покрывать дерево, раковину, янтарь и другие горючие материалы именно горячей эмалью. В арсенале уже выпущенных изделий есть неподражаемые копии картин знаменитых мастеров живописи, индивидуальные проекты, портреты современных людей, великолепные пейзажные работы и различные мозаичные воплощения и вариации. И уже сейчас делаются мозаики с элементами внутренней подсветки .

      Высокую потребительскую и художественную ценность неизменно будут гарантировать применение эмалевой мозаики в комбинации с другими творческими техниками: резьбой, литьём, ювелирным делом, мебельным производством и т.д..

      Имеющиеся технологии и оборудование обеспечат такое качество и изобразительность изделий, что каждый из состоятельных людей будет считать должным иметь у себя такие  произведения. При этом можно комплектовать наполнение коллекций по специальным заказам частных лиц, корпораций, галерей, замков и официальных учреждений.

     Лучшего подарка для уважаемых людей, для тех, кого мы любим и особенно для значимых торжеств сложно найти!

    Из всего выше сказанного можно сделать вывод:  Высокохудожественные и кропотливые флорентийские мозаики подавляюще выполнены из простых поделочных камней, тогда как мозаики из эмали полностью выполнены из материала, конкурирующего именно с драгоценными камнями, которые в каменных мозаиках встретишь очень редко. В результате этого детали – фрагменты эмалевой мозаики, каждый из которых подвергался горячему обжигу, равному такой же термической и технической обработке, как отдельное яйцо Фаберже,  являются более наполненными стоимостью материала и техникой их исполнения, а сами произведения из эмалевой мозаики являются более функциональными и более парадно привлекательными, мажорными и светоцветовыразительнее. Поэтому, учитывая, что сегодняшние авторские цены очень занижены, даже в сравнении с принятыми ценами на флорентийскую мозаику, то перспектива их роста впечатляюще! И ни в коем случае нельзя говорить о подмене одной мозаикой другой. Всё зависит от того, какую цель ставит перед собой будущий владелец мозаики. Флорентийская мозаика из природных камней конечно более естественна, в основном содержит мягкие, пастельные и часто минорные тона, на которые в интерьере иногда даже не обращают внимания, думая, что такие узоры произвела сама природа, а не мастер. В свою очередь, мозаика  из смальты явление более монументальное, яркое и красочное, но, если каменную флорентийскую мозаику иногда трудно отличить от римской из смальты, то мозаика из горячей эмали (эмалевая мозаика А.Манджоса) совсем другое дело. Мозаики из эмали представляют собой как бы совсем другую ритмику красок, как бы промытых и выставленных на солнце, их парадный блеск и неистовый мажор, например, превращает мрачного Демона М.Врубеля в жизнерадостного и цветущего Демона А.Манджоса. Только эмалевые мозаики не только выигрывают при направленном на них свете, а наоборот становятся более сверкающими и наполненными в каждой капле мозаичного фрагмента искрящимися бликами, созвучными переливающейся музыке игристого вина, а такая близкая, блестящая и каплевидная их поверхность заставляет зрителя протянуть руку и погладить её, восхищаясь осязанием каждого фрагмента огромного труда... 

 

ПРОДАТЬ СОВРЕМЕННИКА

 и распознать " классика будущего "

                        Английский аукционный дом «Кристи» заслал в Россию «казачка» - присматриваться к новому русскому искусству.

     Кэтрин Бартон, эксперт аукционного дома «Кристи» по послевоенному и современному искусству, прочла в Москве и Санкт-Петербурге лекции о тонкостях торговли современным искусством. Поговорила о высоком с учениками школы при Эрмитаже и о «презренном металле» со студентами МГУ. Поначалу приезд мисс Бартон представлялся очередным просветительским проектом Stella Art Gallery, однако выяснилось, что английский аукционный дом заслал «казачка» - присматриваться к новому русскому искусству. В интервью «Итогам» Кэтрин рассказала, чего стоит современное искусство и как надо продавать современников.

- Как становятся экспертами «Кристи»? Я Изучала историю искусства, работала в галерее в Венеции, потом в лондонской «Тейт» - это одна из лучших галерей современного искусства в Лондоне. Фактический опыт – это смесь коммерческой деятельности, связанной с искусством, и того, что принято называть пиаром. Последние три года я работаю в «Кристи». Есть и более традиционный путь. Можно пойти на специальные курсы, они очень закрытые, там обучают всего пять человек в год. Но выпускнику этих курсов звание эксперта ещё надо заслужить. Легко изучать историю, а современность, которая формируется на глазах, - более трудоёмкий материал. Знания добываешь буквально ногами: ходишь по галереям, узнаёшь про новых художников. Сделать карьеру в «Кристи», специализируясь на старом искусстве, нереально: авторитет заслуженных экспертов непререкаем. Современное направление – совсем другое дело.

- Сколько существует современных художников, достойных «Кристи»? Сложно сказать. Нужно чётко разделять два этапа: послевоенное искусство 1955- 1970 годов и современное искусство с 70-х по настоящее время. Послевоенное искусство представляют несколько очень известных имён – Уорхол, Вассельман, Лихтенштайн, Кай … Они стоят дорого: недавно мы продали работу Уорхола за 7 миллионов долларов, Алекса Каца – за 3,5 миллиона. Цены на современных художников скромнее. Хотя они и могут неожиданно повышаться. Каждый год появляются новые имена, которые ещё вчера не стоили ничего, а сегодня за них дают серьёзные деньги. Всё зависит от политики галереи. И здесь очень важно правильно выстроить взаимоотношения с художником: очень многие галеристы, сделавшие «открытие», в результате остаются не у дел – художник ищет лучшие условия.

- Сопоставимы ли цены на современных авторов и старых мастеров? Практически нет. Даже киты современного искусства не могут пока достичь той ценовой категории, в которой торгуются Мане и Дега. Несмотря на то, что сейчас бум на современное искусство и рынок развивается очень активно, время пока на стороне классиков. Спрос на них значительно превышает предложение, поэтому и цены гораздо выше. У нас есть дневные аукционы, достаточно скромные, и вечерние, на которых торги дорогие. В основном днём продаются молодые авторы, и цены не поднимаются выше нескольких сотен тысяч долларов. Вечером счёт идёт на миллионы.

- Считается, что современно искусство неликвидно: трудно предсказать, поднимутся ли картины того или иного художника в цене, станет ли он классиком. В коллекционировании всегда есть небольшой риск. Но сегодня тенденции к падению цен не существует. Наоборот, множество художников очень быстро из нижней ценовой категории перебираются если не верхнюю, то в среднюю. А гарантия – это наша репутация: если мы продаём этого художника, значит, он чего-нибудь стоит.

- Можно сказать, что какой-то жанр современного искусства более популярен, а какой-то - менее? Сегодня совершенно невозможно продать перфоманс. Зато всегда в цене живопись. Какой бы радикальной она не была. Вряд ли это изменится в ближайшее время.

- Вы говорили о стратегии галереи в продвижении художника, а есть ли расхожие схемы успеха? В искусстве чёткие схемы работают редко, хотя есть определённые места и ярмарки, где вероятность быть замеченным возрастает кратно. Молодому художнику необходимо выставиться в Лондоне, Нью-Йорке и Цюрихе – это настолько насыщенные коллекционерами и художественными событиями города, что если художник достоин – он будет отмечен. Ещё есть пара ярмарок, на которых очень важно «засветиться»: это Armory show  в Нью-Йорке и «Арт-Базель».

- Этот путь подходит и для русских художников? Это интернациональный путь. Рынок современного искусства очень молод. Например, в Англии в начале 90-х годов никто ничего не слышал о тех, кого сегодня называют «классики будущего». Чарльз Саачи – рекламный магнат, занялся искусством, стал заядлым коллекционером и создал в Великобритании рынок современного искусства с нуля. Сегодня его галерея – одна из самых посещаемых.

- Вы знаете кого-нибудь из современных русских художников? Илью Кабакова.

- Ну, он уже в разряде классиков. Я знаю дуэт Дубосарского и Виноградова. То, что они делают, это смешно и достаточно популярно, но вряд ли они из тех, кто остаётся в истории.

- На западных биеннале активно выставляется Олег Кулик. Я не хотела бы о нём говорить. Потому что он принадлежит к очень широкому сегодня кругу художников, которые играют на природных инстинктах человека. Таких, как отвращение, брезгливость, каких-то более глубоких негативных эмоциях. Это искусство одного взгляда. Не для коллекции. Только для эпатажа.

- Московские коллекционеры покупают его очень охотно. Это дело вкуса. Сейчас «Кристи» активно ищет русских художников. Если бы мы ждали от России только Кулика, то вряд ли бы начали эти поиски. Русские художники отличаются от всех остальных тем, что они опираются на великую школу, которую не презирают и не отрицают. Это ваша самая сильная сторона.

Наталья Филатова, эксперт.Журнал «Итоги», 25 мая 2004 года

 

ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ

Почему продаётся искусство.

Вслед за западными коллегами российские финансовые институты всё чаще предлагают VIP-клиентам услуги по инвестированию в искусство. Доходность «правильных» вложений в арт-рынок может достигать 50% годовых. Но большинство бизнесменов создают коллекции вовсе не из страсти к наживе. Они стремятся жить красиво.

     Изящные искусства становятся главным увлечением российской элиты. Арт-рынок переживает подъём. Состоятельные россияне коллекционируют антиквариат и современное искусство, с азартом участвуют как в российских, так и в западных аукционах и с удовольствием украшают новыми приобретениями свои дома, выстроенные по индивидуальным проектам. По оценкам Михаила Швыдкова, в будущность его министром культуры, потенциал связанного с искусством бизнеса «уступает лишь телевизионному». Правда, министр отметил при этом, что от цивилизованного бизнеса мы ещё далеко.

     «Никто не занимается оценкой рынка, маркетингом. Пока в арт-бизнесе крутится не настолько много денег, чтобы этим заниматься», - говорит Василий Бычков, директор ЦДХ и генеральный директор компании «Экспо-Парк Выставочные проекты» ( ежегодно проводит ярмарку современного искусства «АРТ-Москва» и Антикварный салон). По оценкам галеристов, объём рынка «правильного» современного искусства в России составляет порядка 5-10 млн.$ в год ( Sothebys иногда пропускает такие суммы за день).  Антикварный рынок Олег Стецюра, президент аукционного дома «Гелос», оценивает в 700млн. – 1млрд.$. В связи с банковским кризисом и изъятием денежной массы из банков взлёт активности на последних торгах «Гелоса» составил примерно 30-49%. Искусство дорожает. Постепенно на российском рынке цены приблизились к мировым. «Иностранцы на нашем рынке не присутствуют уже лет пять,» - отмечает О.Стацюра.

     Рост цен на старое искусство подстёгивает интерес к современному. Актуальное искусство из маргинального постепенно превращается в престижное. Ни одна  московская галерея не декларирует свой оборот, равно как и данные о рентабельности бизнеса. Окупаемость, доходность, успешность возможны. Однако у каждого галериста свой рецепт. Это очень индивидуальный бизнес. Основной доход галерее приносит раскрутка и продажа картин собственных художников. Юридически это партнёрство никак не оформляется, поскольку, как признают галеристы, требовать возмещения ущерба с частных лиц в российской судебной системе практически бессмысленно. К тому же бизнес сильно персонализирован и, как правило, у художников и их промоутеров дружеские отношения. По оценкам И.Вольфа из «Айдан-галереи», в среднем галерея вкладывает в своего художника 5-10 тыс.$ в год: новые проекты, выставки , ярмарки. Заграничные вояжи встают арт-бизнесменам в копеечку. До 2 тыс. доходит стоимость упаковки объекта для защиты его от перепадов температуры, вибрации и небрежного отношения грузчиков. В 700 обошлась «Айдан-галерее» доставка произведений искусства из аэропорта до места проведения ярмарки в Нью-Йорке. Стенд может стоить 5000 в России и 10-15 тыс. на Западе. Срок окупаемости вложений в раскрутку художника различен, одних раскупают на первом вернисаже, у других нет отдачи по 10 лет.

     Стоимость произведения искусства сильно зависит от истории продаж автора. Стартовая цена на работы молодого художника определяется чаще всего уровнем жизни в стране. В дальнейшем цены зависят от международной конъюктуры. Участники всех рыночных сегментов ориентируются на западные торги. Сказывается на цене и судьба произведения -  при случае продавцы любят размахивать ксерокопиями с выдержками из мемуаров. Провенанс ( история бытования вещи) имеет не меньшее значение, чем музейная экспертиза. Фотография известного человека с конкретной картиной на заднем плане прибавит доверия к её продавцу. Благодаря легенде цена может вырасти на 10-50%.  А если известно, что из 10 яиц Фаберже, изготовленных по заказу царя, такое-то всегда стояло на его прикроватной тумбочке, цена этого яйца подскочит в десятки раз.

   

КРАСИВО ЖИТЬ

     Сегодня в бизнес- среде принято коллекционировать искусство. Галеристы рассказывают, что им всё чаще звонят референты, выясняющие цены и возможную доходность вложений в того или иного художника. Каждый олигарх уже владеет какими-то произведениями искусства. Оценив покупательскую способность россиян, на наш рынок выходят западные арт-диллеры. Недавно устраивали Moscow Fine Art Fair, где были картины от Брейгеля до Кандинского. Событие встряхнуло наш рынок. Для покупки актуальных художников клиенты записываются в очередь, составляются, так называемые, "листы ожидания". Сегодня богатые люди приходят на вернисажи, как раньше в дорогие рестораны – искусство вошло в моду.

    Сейчас ставки на арт-рынке гораздо выше, чем возможная норма прибыли:

   Ставка номер один – это сбор уникальной коллекции, с которой можно попасть в анналы истории.

   Ставка номер два – это обозначение себя как современного, богатого, включенного в высшие сферы общества, в элиту России.

   Ставка номер три – коллекционирование как выгодная инвестиция.

   Четвертый мотив – стремление облагородить интерьер.

    Если не произойдёт больших потрясений, арт-рынок будет становиться все более привлекательным с точки зрения вложений. «Мы сможем на конкретных примерах показать клиентам, какую доходность дают «голубые фишки»,  какую – вложение в обанкротившееся предприятие, а какую -  в искусство. Сейчас нам не хватает наглядности», В 95 % случаях серьёзные галереи гарантируют, что покупка у них – выгодная инвестиция, дешеветь этот художник не будет.

   Российский арт-рынок развивается по законам западного. В США всплеск инвестиций в искусство пришелся на период падения фондового рынка. Все ведущие инвестбанки – Citigroup, UBS, Deutsche Bank, J.P.Morgan Chase – консультируют клиентов, желающих вложить деньги в искусство. В последнее время такая услуга появилась и в России. Правда большинство клиентов по-прежнему обращаются за ней в арт-галереи. Им они доверяют больше.

 

Из личной переписки А.Л. Манджоса за 2005 год :

     ... Я сделал небольшой анализ рынка современного производства традиционных флорентийских мозаик, занимающегося в основном высокопрофессиональным копированием сюжетов Айвазовского и китайских пейзажей с целью создания вечных произведений. Вы правильно рассуждали о предложении моего творчества, как ЛИКВИДНОГО (выгодного в будущем) для банков и продвинутых, состоятельных людей, серьёзных государственных и частных организаций, но я не думал, что на фоне флорентийских мозаик мои эмалевые мозаики будут еще более ликвидными и финансово динамичными, так как мои сегодняшние творческие расценки составляют всего  1/2  -  1/3 от расценок на  современную флорентийскую мозаику, при этом я считаю, что эмалевые фрагменты дороже своих каменных собратьев, по крайней мере, по труду они им не уступают и должны быть по стоимости, как минимум, на одном уровне. Таким образом, у нас есть неоспоримая редкая возможность предъявить всем совершенно новый вид искусства - ЭМАЛЕВУЮ МОЗАИКУ, общественно оценить её в глазах солидной публики и наладить её коммерческое продвижение, сначала до уровня флорентийской мозаики, а затем, применяя коэффициенты известности и уникальности, до уровня лучших современных европейских художников мирового уровня ...

...Сегодня я расцениваю 1 фрагмент моей мозаики в среднем – 6-8  у.е., тогда как стоимость фрагмента в современной качественной флорентийской мозаики колеблется в пределах 15-18 у.е.... Что позволяет, оттолкнувшись от моих нынешних цен, уже сегодня увидеть перспективу ее ликвидности (подорожания ) в разы  и даже создать ежегодный график потенциального роста цен...

  ...При этом драгоценность и красочность материала явно в пользу эмалевой мозаики, она очень ремонтабельна, более динамична и компактнее при создании, а также имеет пожизненную гарантию. И именно на подобной позиции декоративности стоял великий М.В.Ломоносов, и именно длительная копийность ( рабское повторение живописи в камне) привела его учеников к невостребованности современниками и забвению потомков...

... и очень надеюсь, что вскоре стоимость фрагмента эмалевой мозаики превысит расценки труда с эмалевым техническим фрагментом в любой обычной ювелирной мастерской, так как сегодня мои пожелания по ювелирным украшениям не превышают и 50% от их требований...

     NB !  …И хотелось бы отметить саму главную суть этого явления (эмалевой мозаики) в мировой культуре. Для этого проведем легкую параллель с мозаичным искусством. В мозаике традиционно существует  то, что в интерьере чаще что-то создается  из плотно  подогнанных фигурно отточенных фрагментов, а на фасадах и стенах – выложено монументально  декоративным шагом из абстрактных прямоугольных фрагментов  – смальт. То есть здесь мы хорошо наблюдаем разницу форматов и другого разрешения материалов для осуществления необходимости подачи изображения на дальнем расстоянии. Моя эмалевая мозаика – это как раз тот же другой формат, т.е. более крупное разрешение, но только для другого вида искусства -  традиционно принятого процесса работы с горячей эмалью, в основном наблюдаемом при создании ювелирных украшений, орденов, окладов икон и других  предметов быта и культа. Благодаря же эмалевой мозаике и ее  декоративному языку  была получена возможность создавать из эмали станково - монументальные произведения с подробной детализацией, тем самым перенести драгоценную  ювелирную эмальерную технику на украшение интерьера  и более крупные объектов…

 

 

<<<