2005 год   

 

ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЭМАЛЕВОЙ МОЗАИКИ

Античные мастера, чтобы изображения богов и муз оставались на века, не писали их краской, а выкладывали из разноцветных камней. Впоследствии для этого стали использовать кусочки специально сваренного непрозрачного стекла — смальты. Такие картины, сохранившиеся спустя столетия в своем первозданном виде, получили название «мозаика». Гений Ломоносов, обладавший абсолютным «слухом» на цвет и краски, как Моцарт на звуки музыки, из всех видов изобразительного искусства был увлечен именно мозаикой, сопряженной с такими бесконечно трудными процессами её изготовления.

           Редакция журнала «Обустройство&ремонт» встретилась с эмальером- мозаичистом Андреем Львовичем Манджосом, создателем эмалевой мозаики. Эмалевая мозаика является авторским изобретением Андрея Львовича и носит его имя, что подтверждено Международным Патентом РФ.

- Когда появились эмаль и мозаичное искусство? – Эмаль появилась около 1400 года до нашей эры, как считают, на Кипре. Но Древние Египет, Китай, Япония и другие азиатские страны с давних пор славились изделиями, декорированными эмалью, в Западной Европе наиболее известна в этом отношении Франция (Лимож). Знали эмаль и в Древней Руси. Эмалью оформляли самые разные дорогостоящие предметы, в том числе культового назначения, широко применяли в атрибутах дворцового и парадного обихода. Встречается она и на более дешевых бытовых украшениях – серьгах, кольцах, крестиках. Мозаика возникла в античную эпоху. Это один из наиболее эффектных, долговечных ( мозаика сохраняется тысячелетиями) и трудоемких видов монументально- декоративной живописи. Тогда еще был плохо освоен процесс плавки смальты – цветного глушенного стекла, основного материала для набора мозаик в последующие века и наше время. Если раньше, в эпоху эллинизма и Древнего Рима, мозаика чаще носила станковый характер, то изобретение смальты определило ее развитие как вида монументального искусства.

- Какой смысл заключен в слове «мозаика»? – Само слово «мозаика» заимствовано из итальянского языка и означает «сложенный из кусочков». Каждый из кусочков имеет свой цвет, тон, находится в определенной плоскости, бывает глянцевым или матовым, может отражать свет, создавая на мозаичной поверхности естественные блики. Работа со смальтой требует хорошего пространственного мышления, ведь сделать мозаику не значит нарисовать контуры и уложить их смальтой – это будет аппликация, а не мозаика.

- Что представляет собой эмаль и какие виды мозаики существуют? – Основу эмали составляет стекловидный сплав – плавень, пережженные олово и свинец, смешанные с толченым стеклом, добавками поташа, натрия, серы. Цвет эмали придают различные окислы металлов. Существует много разновидностей эмали – выемчатая ( по литью и резьбе), перегородчатая (эмаль по сканному орнаменту), сквозная или прозрачная ( ее называют также просвечивающей или оконной), и, наконец, живописная ( расписная эмаль). Сейчас принято считать мозаику, выполненную из натуральных камней, флорентийской, а мозаику из смальты – римской.

- Какова техника нанесения эмали? – Эмаль имеет неограниченные декоративные возможности. Богатая палитра с яркими, вечно свежими, стойкими, не тускнеющими красками и блеск поверхности привлекли ювелиров и художников всех эпох. Процесс обжига и нанесения эмали требует умения, сноровки, большого терпения и знания секретов цвета и свойств каждой окиси металлов. В конце ХХ века техника горячей эмали вышла за рамки своего применения. Объединяя ювелирную драгоценность материала со свободой станковой живописи, этот вид искусства не имеет широкого распространения и является элитарным. Горячая эмаль включает в себя множество различных техник и способов обработки как металла, так и самой эмали, дающих возможность разнообразных решений – декоративный и сложноживописных. Это сочетание определяет уникальность каждого произведения. Повторить его не может даже автор. Горячая эмаль по самой своей природе существует лишь в одном экземпляре.

- Есть ли приемы по набору мозаики? – Сам процесс изготовления мозаики трудоемкий, и часто даже опытные мастера перекладывают ее несколько раз. Есть несколько способов набора: непосредственно на поверхность ( стены, пола, потолка, сводов и т.п.) и всухую, когда камни смальты не помещают сразу в грунт, а выкладывают, не скрепляя с поверхностью, и лишь затем переносят на стену. Чаще оба приема комбинируют – наиболее ответственные участки живописи (лицо, руки) набирают всухую, а менее важные ( фон, одежда и т.д.) кладут впрямую, то есть сразу на стену. Есть еще один способ – венецианский, или обратный набор.

- Где сейчас применяют мозаику? – В настоящее время мозаичные панно используют для украшения не только храмов, но и интерьеров жилых помещений, а также мест проведения культурного досуга.

- Как вы пришли к созданию эмалевой мозаики? – Изучая деятельность Ломоносова, я глубоко воспринял его жизненные и творческие принципы, и это сильно повлияло на мои художественные взгляды в дальнейшем. В восьмидесятые годы и в начале девяностых я изучал древнюю мозаику, мозаику, возрожденную Ломоносовым, и современные мозаичные произведения. Я основательно подготовил материалы и инструменты, создал ряд живописных эскизов для будущих своих шедевров, но рука так и не поднялась на монументальное искусство. Наблюдая, как без меня вновь одеваются в мозаику православные храмы, и рассматривая бесконечные панно московского метро, я понял, что это не мой путь. В 1993 году, отложив в сторону мозаику, я увлекся ювелирной техникой горячей эмали, или финифтью (по-старому), пытаясь повторить уровень техники древних мастеров перегородчатой эмали, яркие примеры работы которых – медальоны с изображением святых в коронах византийских императоров. Тысячи опытов, сотни эскизов и десятки работ – итог труда нескольких лет. Повторные обжиги, конфликты между материалами, различные температуры плавления и просто выматывающие полирующие операции, в процессе которых то там, то здесь образуются раковины или другие дефекты, послужили поводом к рождению необычной мысли – сделать вес наоборот, не связывать и не обрабатывать их вместе, а разделить, то есть обжигать не готовое изделие, как принято, а каждый его отдельный маленький кусочек, после чего уже набирать из большого их количества любое мозаичное изображение. Так, в середине девяностых годов ХХ столетия я начал экспериментировать с новой техникой. Тут мне очень пригодился мой запас материалов – все было под рукой. Сразу стало получаться, хотя первые изображения я не сохранял, а ссыпал обратно в цветовые ячейки. Какой был подъем! Вот оно то, о чем грезит каждый творческий человек, мечта, которая вдруг ожила. Ценность моего открытия я осознал гораздо позднее, хотя и сегодня не очень это чувствую. Чтобы расширить свою палитру, я стал играть с температурами обжига, в результате чего появились различные полутона у обычных эмалей, так называемые жареные, полужареные с большими и маленькими глазками, смешанные, мутные и другие, но главное, что все они были качественные и не нуждались ни в повторном обжиге, ни в химической и механической обработке.

- Как выглядит ваш процесс в деталях? – Сначала нарезают разного размера крохотные пластинки металла ( хорошо контактирующего с эмалью). Пластинки выпрямляют, обезжиривают и протравливают, после чего на них наносят сметанообразную эмаль нужного цвета, а затем после просушки фрагменты небольшими сериями отправляют в печь. Все работы, в том числе и по выкладыванию самой мозаики, из-за миниатюрности элементов проводят исключительно пинцетами и различными другими стоматологическими инструментами. При этом ( в необходимых случаях) чтобы эмаль не трескалась, обратную металлическую поверхность фрагментов покрывают так называемой контрэмалью. При наборе мозаики большое количество деталей уходит в брак из-за постоянного совершенствования изображения. Детали мозаики в холодном виде крепятся на различные специальные долговременные клеящиеся мастики к любой твердой поверхности, что позволяет выкладывать ее и на объеме, и на горючих материалах ( дереве, пластмассах и др.), а также на раковине и в любых «полевых» условиях. Лично для меня большое значение имеют изученные мною выводы искусствоведов о значении и самой сути мозаичного искусства, а также специфические требования к технике мозаики как декоративного искусства. Прототипами мозаик послужили различные картины, фрески, иконы, фотографии, рисунки и мои эскизы. При этом я ни на минуту не забывал, что нельзя нарушать декоративный язык техники мозаики и сбиваться на обычное копирование оригиналов, пусть даже в этой уникальной методике. Поэтому мы видим, как разнятся художественные прототипы с декоративным языком сделанных по ним эмалевых мозаик. Сама же техника эмалевой мозаичной миниатюры позволяет так же совмещать в одном произведении совершенно разные по размеру и форме фрагменты. Получаемое же в эмали яркое буйство красок, обычно несовместимое в другой технике работы с эмалью, а также обязательный декоративный подход являются залогом грядущего успеха и популярности эмалевой мозаики!

- Какие преимущества у эмалевой мозаики? – Необходимо отметить, что кроме цветовых и выразительных качеств, эмалевая мозаика обладает так же рядом других не менее привлекательных преимуществ. Так, подобная мозаика стала ближе к интерьеру, шагнула в дом, она намного легче и проще по своему техническому замыслу и созданию. В отличии от любого эмалевого произведения эмалевую мозаику из-за ее природы легко ремонтировать и изменять, исключая общий обжиг, тогда как любая порча традиционных творений из эмали для них просто трагична. Эмалевой мозаике не нужны также специальные громоздкие подложки, замешанные на цементе, она выкладывается в любом доступном месте, на любой плоскости или объеме простым способом, что позволяет украсить нашу жизнь картинами, ювелирными изделиями, скульптурой, различными предметами мебели и быта с прекрасными мажорно- декоративными изображениями!

- Какова цель вашего искусства? – Целью моего искусства эмалевой мозаики является осуществление проекта – создание комнаты- музея эмалевой мозаики и другой художественной эмали, жемчужины мировой культуры XXI века. Эту комнату- музей я вижу в виде двух-трех помещений с преобладанием разного цвета в каждом. Например, представляю одну в синих тонах, другую – в зеленых и т.д.. Кроме оформленных панелями и панно стен, как в знаменитой Янтарной комнате, здесь будут и покрытые мозаикой скульптуры, различные предметы мебели, быта, шахматы, светильники, ювелирные украшения и даже костюмы с отделкой эмалевой мозаикой. Ее технология дает возможность максимально развернуться самой необычной творческой фантазии. Надеюсь, будет и единственный в мире эмалевый трон.

- Были ли у вас какие-либо знаковые события в вашем творчестве? – Да, конечно, некоторые мои работы уже имеют своеобразные истории, как, например, пасхальное яйцо «Спас Рукотворный» - это памятный подарок от имени всех «левшей» России Книге рекордов Гиннесса, представитель которой впервые посетила нашу страну. Примечательно, что наш Русский клуб рекордов «Левша» номинировал мои творческие достижения на три мировых рекорда в области классического искусства. Другое же пасхальное яйцо было сделано в честь управляющего Газпрома. Интересны по-своему мои авторские портреты З.Церетели, Л.Долиной, В.Авилова, Н.Михалкова и М.Боярского, у каждого из них уже сложилась определенная судьба, увековеченная в эмалевой мозаике. Но особо значимыми можно считать два произведения: единственный мозаичный портрет М.В. Ломоносова в честь 250-летия Московского государственного университета, носящего его имя, и самая большая пока мозаика «Город на Неве. Мозаичное путешествие по Санкт- Петербургу», законченная к трехсотлетию Северной столицы.

- Вы передаете свой опыт эмалевой мозаики, у вас есть ученики? – С учениками у меня бывают очень интересные истории, то есть в мою первую школу эмалевой мозаики приходят люди, которые сделали для себя выбор – твердо решили связать свои жизненные планы именно с творчеством в эмалевой мозаике. Я не гонюсь за количеством учеников, мне нужны именно способные и преданные делу люди.

- А как вас и ваше творчество принимают специалисты и другие художники? – Преподаватели- профессора в Строгановке, которые преподают именно технику эмалирования, меня спросили:»Как вы накапали?». Я ответил, что не капал. «А где перегородки?» - «Их нет». – «А как же вы это сделали?». Художники- эмальеры просто машут руками, так как для современного эмалирования такой рабский труд неприемлем в принципе. Когда же я пришел в МОСХ, то меня долго отправляли из  секции в секцию, так как я по их понятиям не отношусь ни к одной из них. Эмалевая мозаика оказалась вещью пограничной, на стыке разных техник и даже видов искусств, поэтому она просто самостоятельное явление. И однозначно все делают один вывод: эмалевые мозаики – удовольствие дорогое, трудоемкое и неповторимое, поэтому я вынужден знакомить всю мировую культурную общественность с совершенно новым направлением, новым языком и технологией. На выставках часто приходится писать рядом с моими работами: «Это не камни, не бисер, не смальта!», чтобы сразу увести зрителей от привычных традиционных стереотипов.

- А есть ли коллекционеры эмалевой мозаики и какие у вас ближайшие планы? – Они, конечно, есть, но пока об этом еще не знают, так как я только недавно заявил о себе в некоторых узких кругах и планирую познакомить и эту неординарную публику с моим творчеством. В ближайшее время состоится моя персональная выставка в Государственной Думе ФС РФ, затем в Газпроме, не пропускаю я и выставку «Золотые руки мастеров», а днях впервые несколько работ для творческих консультаций везу за границу – в Берлин. Но как и многим поклонникам моего искусства, мне бы очень хотелось, чтобы эмалевые мозаики, родившись в России, стали бы рано или поздно нашим общим национальным достоянием, а не перепродавались где-нибудь на европейских аукционах, хотя это и престижно. Надеюсь, в ближайшие месяцы эмалевая мозаика впервые будет официально презентована в Москве, на чем уже работает Национальный коллекционный центр художественных изделий. Для коллекционеров же появление эмалевой мозаики – уникальный шанс собрать коллекцию, которая наверняка попадет в историю.

- А ваши творческие поиски или технологические опыты уже достигли своего предела? – Ни в коем случае! С творчество все, как снежный ком, хватило бы времени и учеников, чтобы успеть создать при жизни хотя бы часть задуманного. В планах и начатая «Джоконда Манджоса» в виде кормящей мадонны, и мозаичный водопад, и «Бородинская битва»… Всего не перечислить. Да и об усовершенствовании технологии посещают мысли одна за другой. Например, я уже делаю светящуюся эмалевую мозаику на прозрачной подложке, есть и другие задумки, но пока это секреты из области патентообладания на данные технологии.

Журнал "Обустройство&ремонт", № 49, 12-18 декабря 2005, тираж 94.000.

 

ЭТО НЕВОЗМОЖНО ПОВТОРИТЬ

      Традиционная горячая эмаль известна с давних пор. Металлическую поверхность посыпают цветными порошками и обжигают в печи при температуре от 600 градусов. Так получается цветная эмаль. Московский художник Андрей Манджос разработал новую уникальную технологию - эмалевую мозаику. Из эмалевых фрагментов Андрей составляет мозаичную картину. Казалось бы, все просто. Но вся соль в том, что каждый оттенок цвета "готовится" только при определенной температуре, которую еще надо "поймать". Андрей разрезает медный лист на тысячи мелких кусочков - от миллиметра до сантиметра. На каждый кусочек отдельно наносится порошок и отправляется в печь на обжиг при "своей" температуре: для белого цвета - 900 градусов, для коричневого - 750 и так далее. А для одной мозаики необходимы сотни отттенков. Сбор картины идет с пипеткой, пинцетом и увеличительным стеклом. На твердую поверхность надо наклеить порой десятки тысяч фрагментов. Потому и собирается каждая мозаика месяцы, а иногда и годы. Потому и невозможно повторить  ни один из созданных Манджосом шедевров, ибо не уловимы цвет, время и количество материала. Уникальная технология позволяет готовить эмалевую мозаику на оргстекле, дереве, фарфоре и даже на створках раковины улитки.  Все эмалевые элементы набора обладают своим микрообъемом, по-своему отражают и преломляют свет, что придает особую живописно- пластическую выразительность работам. Мастер перед собой цель: создать мозаично- эмалевую комнату такого же культурного значения, как янтарная. Простенькая такая амбиция...

"ДИВО. Чудеса, рекорды, достижения." Русский клуб рекордов "Левша". 2005г.

 

 

ENAMEL MOSAIC OF ANDREY MANDGOS - the MOSAIC the XXI CENTURY!

"Russia may astonish and please the world by its arts..." M. Lomonosov

     These are not gems, not bugle, not colored glass! Mosaics, made up of a great number of tiny brass strips covered with multicolored enamel, is the author's invention ( International Patent of the Russian Federation 2.213.667 ). Moscow enameller Andrey Mandjos, graduate of the Stroganov school is the author of the new method that employs classical mosaics and enamel. Despite century-old traditions of mosaics and enamel techniques this new method has no equal. His art works based on masterpieces of world art executed in his unique technology refract and reflect light in their own way because all the enamel elements possess their own micro volume. They acquire a new decorative meaning, the colors become bright, profound and clear which is typical of enamels thus creating the picturesque and plastic expressiveness and preciousness of the texture. The author makes use of hot enamel and manufactures mosaic panels, pictures, sculptures, interior pieces, jewelry, furniture pieces, articles of religious and everyday life, monograms, personal stamps and Easter eggs. Andrey Mandjos is the first world enameller and master of mosaics nominated three times as world record-breaker in classical art and the author of the ENAMEL ROOM project.  Art studio telephone: (495) 491-74-69 www.mosaics-mandjos.ru

Moscow GUIDE BOOK  ,  2005

 

 

ЭМАЛЕВАЯ МОЗАИКА АНДРЕЯ МАНДЖОСА - МОЗАИКА XXI ВЕКА!

"Удивление и удовольствие может произвести Россия помощию художеств..." М.В. Ломоносов

     Это не камни, не бисер, не смальта! Мозаика, собранная из огромного количества крохотных медных пластинок, покрытых многоцветной эмалью, является авторским изобретением ( Международный Патент РФ № 2.213.667) московского эмальера, выпускника Строгановского училища, Андрея Манджоса. Этот новый прием работы с классическим материалом, несмотря на многовековое существование мозаичных и эмальерных техник, не имеет аналогов ни в мировой истории мозаики, ни в истории эмали. Все эмалевые элементы мозаичного набора обладают своим микрообъемом, по-своему преломляют и отражают свет. Благодаря этому произведения разных эпох и стилей, аранжированные в технике Андрея Манджоса, приобретают новое декоративное звучание, яркость, глубину и звонкость красок, свойственную только эмалям, создавая особую живописно- пластическую выразительность и драгоценность фактур. Из горячей эмали он создает мозаичные панно, картины, скульптуры, детали интерьера, ювелирные украшения, предметы мебели, культа и быта, монограммы, личные печати и пасхальные яйца. А.Манджос является первым в мире эмальером- мозаичистом, трижды номинантом на мировые рекорды в области классического искусства и автором проекта создания ЭМАЛЕВОЙ КОМНАТЫ. Тел. (495) 491-74-69 www.mosaics-mandjos.ru

                                                                             Путеводитель по Москве, 2005.

 

 

КАТАЛОГ

сувенирно- подарочной продукции СЗАО г. Москвы,

2005.

 

 

Манджос Андрей Львович

      Это - не камни, не бисер, не смальта! Перед Вами - авторская техника - "Эмалевая мозаика Андрея Манджоса", не имеющая аналога ни в мировой истории мозаики, ни в истории эмали. В этой технике мозаики из горячей ювелирной эмали создаются панно, скульптуры, ювелирные изделия, предметы мебели, быта и культа. Права на технику защищены Патентом РФ № 2.213.667 с международной классификацией: 7 В 44 С 1/28, 3/12, а также с приоритетом и правом промышленной собственности -  с 1.01.2002 г.. Главной целью школы и мастерской эмалевой мозаики А. Манджоса является осуществление проекта создания ЭМАЛЕВОЙ КОМНАТЫ, над некоторыми фрагментами которой мастер и его ученики уже работают в настоящее время. При мастерской художника открыта школа мастерства - 1-я ШКОЛА ЭМАЛЕВОЙ МОЗАИКИ Андрея МАНДЖОСА, с условиями и программой обучения в которой можно познакомиться на страницах ее официального сайта. Адрес школы: 125362, Москва, ул. Б.Набережная, 11, подъезд 2, тел. (495) 491-74-69.

МОСКОВСКАЯ ПАЛАТА РЕМЁСЕЛ  Каталог .Москва, 2005. Раздел:  Ювелирное производство и  сувенирная продукция"

 

 

Эмалевые мозаики Андрея Манджоса

            Почему Фаберже, виртуозно владея искусством эмали, не додумался своё единственное мозаичное яйцо тоже сделать именно из этого материала, а сделал его из камней? До эмалевой мозаики догадался только наш современник - московский художник Андрей Манджос, который и стал первым в мире эмальером-мозаичистом, хотя именно Фаберже был, как никто, очень близок к этому... "Удивление и удовольствие произвести может Россия помощию художеств..." М.В.Ломоносов. 4 марта 2005 года в 14.00 Музей-заповедник "Дмитровский кремль" впервые в Подмосковье представляет выставку: "Эмалевые мозаики Андрея Манджоса", посвящённую 250-летию Московского государственного университета и мозаичного творчества М.В.Ломоносова, где также будет экспонироваться первое в мире пасхальное яйцо из эмалевой мозаики... 5 тысячелетий человечество владеет двумя видами различных искусств - искусством горячей эмали и искусством мозаики. Однако, только сегодня, в XXI веке, впервые московский художник, выпускник Строгановского училища Андрей Манджос соединил их воедино. Мозаика, собранная из огромного количества крохотных медных пластинок, покрытых многоцветной эмалью, является его авторским изобретением, защищённым международным Патентом РФ. Этот новый приём работы с классическим материалом, несмотря на многовековое существование мозаичных и эмальерных техник, не имеет аналога ни в мировой истории мозаик, ни в истории эмали. Автор эмалевой мозаики, Андрей Манджос, поставил перед собой цель - создать Эмалевую комнату, которая, по его мнению, по своему восприятию и значению сможет сравниться со знаменитой Янтарной комнатой, и хотя место для нового музея - жемчужины мировой культуры ещё не определено, он уже работает над созданием отдельных её фрагментов. Недавно А.Манджос, подавший заявку на регистрацию сразу ряда мировых рекордов в Книгу рекордов Гиннесса, был отмечен Русским клубом рекордов "Левша" за "внесение уникального вклада в отечественную и мировую культуру" и от имени всех "левшей" России награждал самую рейтинговую и долгую передачу на телевидении. В 2004 году он открыл 1-ю школу мастерства эмалевой мозаики, где учиться могут все, кто имеет художественные способности и желание посвятить жизнь мозаичному творчеству. На предлагаемой Вашему вниманию выставке посетители смогут увидеть единственный мозаичный православный напрестольный крест (алтарный) в честь 75-летия Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, самую большую мозаику "Город на Неве" или "Мозаичное путешествие по Санкт-Петербургу", созданную к 300-летию Северной столицы и являющуюся номинантом на мировой рекорд по числу использованных в ней эмалевых фрагментов, эмалевые мозаики "Спаситель", "Большая волна", "Царевна-Лебедь", портреты Л.Долиной, М.Боярского, В.Авилова, Н.Михалкова, З.Церетели, К. Малевича, различные скульптуры и другие работы. Подробнее о творчестве А.Манджоса на его официальном сайте: www.mosaics-mandjos.ru Продлится выставка до 10 апреля 2005 года. http://2-05.olo.ru/news/culture/30888.html 

 

 
 
               С 4 марта до 10 апреля впервые в Подмосковье в Музее-заповеднике «Дмитровский кремль» проходит выставка «Эмалевые мозаики Андрея Манджоса». Уже 5 тысяч лет человечеству известны техника эмали и мозаика. Но до их совмещения догадался только наш современник Андрей Манджос. Виртуозно владеющий техникой эмали Фаберже создал единственное мозаичное яйцо из камня, не рискнув прибегнуть к совмещению мозаики с эмалью. Наш российский «Левша» (он уже удостоился и такой премии) решил выковать свою блоху и сделать Эмалевую комнату по аналогии с Янтарной.   

Газета "Родное Подмосковье", № 10.       Ольга Брилёва

www.rpgazeta.ru/index.php3?path=htm/2005/10&source=muzeum (11 КБ)

 

 

Выразительность цвета

               История художественной эмали исчисляется тысячелетиями. Мозаика из цветного камня появилась еще до нашей эры. А вот идея объединить два этих вида искусства возникла совсем недавно. Несколько лет художник-оформитель Андрей Манджос изучал мозаичную и эмалевую техники. В первой хотелось более ярких цветов, во второй - большей свободы: изделия из эмали обжигают при температуре в 600-800 градусов, и художник никогда знает, как изменится созданный им узор.

             Андрей Львович первым в мире придумал обжигать не готовое произведение, а так называемые «эмалевые единицы»: металлические пластинки, на которые нанесен сплав разных цветов. Из этих пластинок и составляется картина. Свое изобретение художник запатентовал и даже отправил несколько заявок в книгу рекордов Гинесса. Впрочем, это скорее ход маркетинговый. А главная гордость Андрея Манджоса – официальная запись в патенте: его технология позволила «повысить цветовую выразительность произведения».

Первый канал бизнеса. Бизнес- портрет. 22.10. 2004г.

Видео для выделенной линии

 

http://www.pobeda-60.ru/main.php?trid=6043 -

Галерея «Неизвестный солдат». Российский Центр современного патриотического искусства

«Опять мы отходим, товарищ,
Опять проиграли мы бой,
Кровавое солнце позора
Заходит у нас за спиной…
Мы мертвым глаза не закрыли,
Придется нам вдовам сказать,
Что мы не успели, забыли
Последнюю почесть отдать…»
К. Симонов, «Безымянное поле»

«Неизвестный солдат»,  фрагмент картины А. Манджоса

«Мы мертвым глаза не закрыли»…

На многих выставках и во многих безупречных музеях нам приходилось бывать. Все составляющие – и техническая и историческая – восхищали своей продуманностью и законченностью. Да вот только сердце не екало, да вот только ощущение безупречности и законченности появлялось лишь в рациональном полушарии мозга. А эмоциональное, а душа…

И лишь оказавшись в галерее «Неизвестный солдат» стало ясно, чего же не хватало душе, какая составляющая отсутствовала на формальных выставках. Имя этой недостающей компоненте – боль, та самая внутренняя, душевная и благородная боль, которая, если она есть у организаторов выставки, то непременно передается и посетителям, проникая и поселяясь в полушарии чувств.

Галерея «Неизвестный солдат»

Галерея «Неизвестный солдат» расположилась в подъезде одного из жилых домов на Большой Набережной в Москве. Главные цели и главные задачи галереи – способствовать единению поколений на примере подвигов защитников Родины и увековечение их памяти, а также – привлечение общественного внимания к тому, что увековечение павших воинов является одной из основных общенациональных задач.

На несколько вопросов корреспондента «Победы-60» ответил руководитель галереи «Неизвестный солдат», ответственный секретарь Союза поисковых отрядов России, художник Андрей Львович Манджос:

Андрей Манджос

«Начало этой галерее было положено тогда, когда к 60-летию начала Великой Отечественной войны я организовал конкурс – «Подвиг неизвестного солдата»… С тех пор мы и бьемся со всеми чиновниками, к кому только не обращались – никто не протянул руку помощи. Они вообще этой галереи не замечают, не видят в упор. Скоро уже будет 60 лет Победе. Вот и получается, если отталкиваться от даты создания галереи, что мы боремся за нее всю войну. И мы пока эту «войну» проигрываем.

Нам отвечают: ищите деньги. Но мы ведь не торгуем солдатскими медальонами…

За последние годы нами проведено более полусотни выставок и других мероприятий. Вообще, с тех пор как 5 лет назад был разгромлен Российский центр «Поиск» в Красногорске, галерея «Неизвестный солдат» работает как витрина и аванпост Союза поисковых отрядов России.

Патриотический андеграунд? Нет, ни в коем случае. Андеграунд – это когда, извините, российские флаги сжигают, иконы на куски режут. А у нас другое. Патриотическое и современное, нам не стыдно людям смотреть в глаза.

«Еще один сбитый «мессер», Р. Горелов

Все, что у нас есть, – в этом подъезде разместить невозможно. Вот рисунки художника Ростислава Гавриловича Горелова. Он участник Великой Отечественной, оформлял Поклонную гору. Мы очень благодарны ему за те его работы, которые он передал в нашу галерею.

«Проводы на фронт», В. Савельев

Владимир Николаевич Савельев, известный художник, – он создал целый ряд картин на основе своих детских воспоминаний о военном времени.

«Николай II», Е. Успенский

Евгений Васильевич Успенский – Ветеран Великой Отечественной войны, на войне был командиром стрелкового взвода, а после войны стал главным художником Государственного Исторического музея. Пишет картины на исторические темы и пейзажи.

Маленькое, неудобное и не очень красивое место. Но зато каждая картина доходит до сердца человека. За каждой картиной стоит подлинная история. У нас не формальная галерея, здесь все по-другому… Во время войны на этом доме стояли зенитки. А буквально в одном километре отсюда проходила линия обороны. Она, кстати, сохранилась, и мы возим туда экскурсии».

Военно-исторические находки в галерее «Неизвестный солдат»

«Актеры на войне», «Война глазами ребенка», «Дрожь земли», «Цена победы», «Штрафная рота», «На войне, как на войне» – вот названия лишь некоторых выставок галереи. Но кроме постоянной художественной экспозиции современных произведений на военно-историческую тему, галерея занимается организацией и проведением различных мероприятий (в т.ч. конкурсов) культурно-патриотического характера, экспонированием различных военно-исторических находок, ведением и показом пулегильзотеки, организацией выступлений театра военно-исторической реконструкции, поисковой работой и экспертизой найденных документов.

Сам Андрей Львович Манджос является единственным в мире эмальером-мозаичистом. Проработав много лет старшим следователем, Андрей Львович, юрист-правовед по образованию, закончил еще и Строгановское училище по специальности художник-оформитель. С 1993 года стал делать мозаики на основе собственной запатентованной технологии – из огромного количества микроскопических медных пластинок, покрытых разноцветной эмалью.

Эмалевая мозаика Андрея Манджоса

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие!»”

А.С.Пушкин

Константин Быков

 

МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

http://www.duma.mos.ru/cgi-bin/pbl_web?vid=2&osn_id=0&id_rub=1223&news_unom=8476  -

Выставки в Думе / Манджос Андрей Львович - выставка эмалевой мозаики - январь 2003 года (экспозиция представлена)

Андрей Львович Манджос

1959 - родился в Москве.

1976-1980 - учился в Карагандинской Высшей Школе МВД СССР.

1980-1996 - ст. следователь 4 УВД 8ГУ МВД РФ.

1981-1984 - учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывш. Строгановском).

1984-1995 - творческие изыскания в традиционных техниках смальтовой мозаики и перегородчатой эмали.

С середины 90-х - придумал эмалевую мозаику.

Выставки

2001 - «Ювелир 2001», Сокольники, Москва;

    - «Петербургский ювелир-2001», ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург;

    - персональная выставка в Московском государственном художественно-промышленном университете (бывш. Строгановское училище), Москва.

    - доклад на 1-м Международном конгрессе ювелиров с выставкой в павильоне Академии Ювелирного Искусства на IV Международной ювелирной ярмарке в Экспоцентре, Москва;

    - на презентации Всероссийского конкурса декоративно-прикладного и ювелирного искусства «Национальные традиции России» в Президент-отеле, Москва;

2002 - персональная выставка в Центральном Музее ВОВ, Москва;

    - факультет журналистики МГУ, Москва (с лекцией);

    - Галерея искусств Церетели;

    - персональная выставка в Институте развития прессы, Москва;

    - персональная на открытии сезона в ЦДА, Москва;

    - «III Петровская Ассамблея», Центральный Дом Кинематографистов, Москва.

    Кроме настенных работ, в своей авторской технике эмалевой мозаики он также создает скульптуры, ювелирные украшения и мебель. Одним из последних его произведений стала мозаичная скульптура «Нью-Йорк - Большое Яблоко», а к 300-летию Санкт-Петербурга его мозаичная мастерская - студия завершит самую большую мозаику - «Город на Неве».

    Одновременно А.Манджос работает и над проектом создания ЭМАЛЕВОЙ КОМНАТЫ, которая по своему достоинству сравнивается специалистами со знаменитой ЯНТАРНОЙ КОМНАТОЙ.

 

"РУССКАЯ ГЕРМАНИЯ"

http://www.rg-rb.de/2005/45/b_3.shtml

еженедельная газета

№ 45 2005   Берлин

«И, значит, нам нужна одна победа…»

Только через 60 лет после войны родственники погибших под Берлином советских солдат в местечке Флеккен-Цехлин (Flecken-Zechlin) смогли побывать на их могилах.

    

         Помните знаменитую песню Булата Окуджавы «Здесь птицы не поют…» из кинофильма «Белорусский вокзал»? Каждая строчка её может быть отнесена и к этой истории, о которой пойдёт речь. Да, и эти солдаты «плечом к плечу врастали в землю тут», и они «за ценой не постояли», и они «дошли до самых вражеских ворот»… Только вот не как у Окуджавы, в мирном Флеккен-Цехлине сегодня и птицы поют, и деревья растут на маленьком солдатском кладбище. Их, русских солдат, лежит здесь более пятидесяти человек. И только на некоторых из тринадцати надгробий высечены имена. Красноармейцы В. В. Бык, И. Н. Сопацев, И. А. Бутылкин и ещё с десяток фамилий…

        Запоздалая осень укрыла кладбище плотным покрывалом из жухлых листьев, отчего в воздухе стоял какой-то особенный запах. Кладбище не выглядело заброшенным: чьи-то неведомые руки навели здесь настоящий немецкий порядок. На могилу рядового Александра Алексеевича Санько через 60 лет после его гибели приехала из Белоруссии родная сестра Нина Алексеевна Палатинская с сыном Анатолием. Восемнадцатилетний солдат погиб за день до окончания войны. Все эти долгие годы родные не знали, где он похоронен. Где хоть цветы положить. Когда пришло извещение о гибели «братика», как Нина Алексеевна его называет, сгорел дом их семьи, и они оказались на улице. Потом типичная послевоенная история – не покладая рук работали в колхозе деревни Лиходеи в Белоруссии. В пятидесятом году у Нины Алексеевны появилась своя семья, а потом и пятеро детей. Сейчас у неё десять внуков. И вроде бы всё ничего, но война напоминает о себе. «Сашенька, вот сынок мой Анатолий, наконец-то мы с тобой свиделись, – сквозь слёзы говорила она, стоя у могилы со свечкой и цветами в руках. – Спасибо, добрые люди помогли нам сюда приехать…»

           Зоя Петровна Хальгина приехала из Подмосковья на могилу брата её бабушки – Ивана Яковлевича Семёнова. О нём ей было известно совсем мало: пропал без вести. И вдруг в апреле этого года письмо. Приглашают приехать в Германию! Оказалось, Иван Яковлевич прошёл всю войну сапёром, старшим лейтенантом, а погиб 22 мая при разминировании городка Флеккен-Цехлин. Ему было тогда 23 года. Уже нет в живых и самой бабушки Зои Хальгиной, а люди в их подмосковном посёлке помнят до сих пор молодого Ивана. Когда узнали, что Зоя едет к нему на могилу, да ещё в Германию, многие были просто потрясены.

            Всего семьдесят километров от немецкой столицы на север, и вы на берегу прекрасного озера, с отличной рыбалкой. Правда, места эти до сих пор как будто отмечены войной: в лесах – окопы, траншеи, землянки. Кстати, когда-то это было место поселения славян, а ещё совсем недавно территория ГДР. Первым Флеккен-Цехлин «открыл» для себя Александр Яковлевич Абрамзон. Он возглавляет фирму «Фар Диал», поставляющую телекоммуникационное оборудование в Россию. Сейчас сотрудничает с Московским метрополитеном в области борьбы с терроризмом. За Абрамзоном потянулись и другие. Русская колония разрасталась. Но первым нашёл это русское кладбище именно он. И не смог остаться равнодушным. Война прошлась по прародителям Александра Абрамзона самым беспощадным образом. Почти девять тысяч человек, в том числе и его дед, были уничтожены фашистами в концлагере под Винницей. И до сих пор он заботится о том, чтобы память о его погибших близких не исчезла. Старается бывать там, следит, чтобы за еврейским кладбищем ухаживали. «Попав на захоронение во Флеккен-Цехлин, меня особенно задело то, что все эти молодые ребята погибли незадолго до дня Победы или сразу после неё. Возникла мысль найти родственников этих воинов и помочь им приехать сюда, в Германию. Ведь для простых россиян – это непосильная задача. Вот мы и решили взять всё это на себя – визы, билеты, гостиницы. Обратились в архивы, посольства, Союз поисковых отрядов России, отдел воинских захоронений Посольства РФ в Берлине. По нашей инициативе поиски начались на территории России, Украины и Белоруссии. Полтора года серьезной работы, переговоров, переписки, как вы понимаете, для людей, занятых серьёзным бизнесом, – дело непростое», – рассказывал Александр Абрамзон, когда мы ехали 4 ноября во Флеккен-Цехлин вместе с родственниками погибших. Дело в том, что к реализации этой идеи подключились со временем и другие люди. Мария Хартенштайн, ассистент и переводчик Александра Абрамзона, взяла на себя всю переписку и многочисленные организационные вопросы. Предприниматель Лео Мондрус – работу с Посольством РФ в Берлине и прессой. Валерий Бродовский всегда оказывался там, где нужна была помощь. Дмитрий Фельдман, управляющий издательством «Русская Германия/Русский Берлин», оказывал серьёзную информационную поддержку.

         Мне показалось символичным, что на могилы наших солдат мы отправились 4 ноября, в день нового российского праздника – Дня примирения и согласия. На месте нас ждали немецкие коллеги – бургомистр Флеккен-Цехлина Вильфрид Шмидт (Wilfrid Schmidt), представитель союза Volksbund земли Бранденбург Петер Людвиг (Peter Luedwig) и бургомистр соседнего города Райнсберг господин Рихтер (Richter). Из разговора с Андреем Манджосом, ответственным секретарём Союза поисковых отрядов России, удалось узнать интересные факты. Проведя работу в архивах, сотрудники его организации установили, что на этом кусочке немецкой земли покоятся пятьдесят пять советских воинов. Идентифицировать их личности было очень трудно. Русские солдаты, как правило, старались не носить смертные медальоны с именем. Считалось, что это плохая примета. Немцы же, напротив, обязательно имели похоронные жетоны с точными данными конкретного человека. «Мы с огромным вниманием отнеслись к частной инициативе Александра Абрамзона и его друзей, которые сегодня живут на территории Германии. Надо сказать, что Флеккен-Цехлин оказался в самом конце войны тем местом, где смешались две наши армии, окружавшие Берлин. Маршалу Жукову даже пришлось предпринять специальные меры по наведению порядка. Нам пришлось изучить боевые сводки каждого дня, чтобы соотнести их с данными архивов. Точно выяснить личности бойцов в таких сложных условиях – большая удача», – рассказал Андрей Манджос, специально приехавший из Москвы на эту акцию.

       Официальная церемония (на снимке – ее участники) на мемориальном кладбище была на самом деле очень неофициальной, тёплой и сердечной. У центрального обелиска всё росла и росла гора цветов. Огромный букет от российского Посольства в Берлине возложил третий секретарь Константин Иванов. В том, как содержится этот мемориал, в отношении местных властей к проблеме поиска россиянами своих погибших родственников, дипломат справедливо увидел успешное развитие процесса примирения двух народов. «Населению нашего города не безразлично, кто отдал свои жизни в борьбе с фашизмом и теперь покоится здесь. После выхода подразделений ЗГВ с территории Германии в 1994 году это кладбище осталось на нашем попечении. Жители Флеккен-Цехлина не забывают павших. Каждый год в день скорби (в этот день в Германии поминают умерших) мужской хор из жителей и ветеранов войны устраивает небольшой концерт в память о советских солдатах», – сказал бургомистр Флеккен-Цехлина Вильфрид Шмидт (Wilfrid Schmidt).

        «И почтальон сойдёт с ума, разыскивая нас», – пел Булат Окуджава. Жизнь, к счастью, внесла свои поправки в эти строчки поэта. Александра Санько и Ивана Семёнова разыскали люди, не знавшие войны. Взяв под руку семидесятичетырёхлетнюю Нину Алексеевну, Петер Людвиг из Союза Volksbund проникновенно, по-русски, выражал своё искреннее сочувствие её горю. А она обняла его и так они долго шли до машины. В маленьком деревенском ресторанчике после окончания церемонии подавали дичь и рыбу, которая водится в этих местах. А большой каравай чёрного хлеба из Белоруссии привезла с собой семья Палатинских. Его нарезали и подали на стол. Первую рюмку водки выпили не чокаясь, как полагается. «Тётя Нина, ну давай, скажи, что ты хотела», – обратился Александр Амбрамзон к Нине Алексеевне Палатинской. «Желаю этой стране, чтобы всегда здесь был хлеб на столе, жизнь и мирное небо», – заплакав, произнесла Нина Алексеевна.

            Мария Ермонская

 

 

<<<